ПОЕЗДКИ

Июль 2003 Валдайская мозаика       ДИА

В этом году в лагере мы вели походный дневник (журнал "Валдайка"), куда и заносились яркие события, разные размышления, забавные случаи. Получилась своего рода хроника наших дел и мыслей. Некоторые фрагменты этого журнала мы и предлагаем вашему вниманию.

Июнь 2003 Моя Турция       Елизавета Жигарева

Турция… Кажется, мы, россияне, знаем об этой стране все. Однако стоит изменить привычным туристическим маршрутам, чтобы убедиться, что это не совсем так. Всем известно, что в Турцию не ездят за экзотикой. Разве можно найти что-то необычное среди пляжных лежаков Анталии или кожаных курток оптового рынка? Дешевые дубленки, пестрые ковры, ювелирные изделия - вот чем в нашем представлении славится Турция. Но не стоит спешить с выводами, нам ведь известны лишь средиземноморские курорты да стамбульские базары. Стоит лишь свернуть с главной улицы какого-нибудь турецкого городка, как чувствуешь дыхание древних цивилизаций и окунаешься в диковинный мир мусульманского Востока.
Сама я в Турции бывала очень много раз. Впервые я попала в эту страну в пять лет. Но, несмотря на свой возраст, я все великолепно помню: и стены древнего Константинополя, и теплое ласковое солнце, и восточную гостеприимность турков. За это время я успела не только выучить турецкий язык, но и постичь быт и нравы турецкого народа. Иногда мне искренно приходится удивляться тому, что многие убеждены в том, что турки пишут на арабском алфавите справа налево! Естественно, каждый мусульманин обязан знать арабский язык, как предписано Кораном. Но все же в Турции используется латинский алфавит.
Не зря Турцию издревле называют колыбелью цивилизаций - на этих землях формировались такие великие культуры, как хеттская, греческая, римская, византийская, османская. И когда идешь по безлюдной тихой улочке, то невольно слышишь отголоски разных эпох, соприкасаясь с миром, уходящим в глубь веков, миром полным тайн и загадок.
Я бы хотела поподробнее рассказать о небольшом курортном турецком городе Алании, куда я приезжаю летом почти каждый год. Это привлекательный городок, который одарен живописной природой и богатой исторической значимостью. Наиболее точное описание ландшафта высказал современный турецкий поэт: "Аланья, как драгоценная корона на одной из голов тысячеголового великана Торуса (горная цепь), который все склоняется, дабы поцеловать Средиземноморье". Эти строчки я нашла в одной непримечательной турецкой газете.
История этого городка поистине очень интересна. В эпоху античной древности город назывался Каракессиум. А с момента его завоевания в 1229 году турком-сельджуком Алеатином Кейкубадом он стал Алалийе, что означает "благородный". Это название сохранилось вплоть до наших дней, претерпев, как можно видеть, небольшие изменения. Этот город напрямую связан с именами таких легендарных личностей, как Клеопатра и Марк Антоний. Каракессиум был свадебным подарком Антония своей жене Клеопатре - царице Египта.
Аланийская крепость - одна из наиболее хорошо сохранившихся на всем турецком побережье. Она уникальна тем, что рядом с сельджукскими постройками остались руины древнегреческих храмов; по соседству с османскими мечетями сохранились великолепные византийские базилики. И с каждым местом, с любым уголком связано множество историй и легенд. Вот, например, что мне рассказывал один местный житель про обрыв на северо-западе крепости, который называется Adam Atacag (с тур. место сбрасывания людей). Во времена римской империи тех, кто был приговорен к смертной казни, скидывали вниз с этого обрыва. Иногда смертникам давалось по три камушка. Если хотя бы один брошенный камень попадал в море, то обвиненного ждало помилование, а если нет, то человека сбрасывали со скалы. Однако стоит заметить, что по законам физики с этого утеса камень никогда в море попасть не мог, ввиду такого крутого склона. Так это место и является символом несбыточных желаний.
Аланийская крепость окружена городскими стенами, и сама по себе является живым музеем. Но и обыкновенные дома местных жителей часто вызывали у меня восхищение. Бывая в разных турецких городах, я заметила, что для архитектуры каждого из них характерны определенные черты, которые едва ли встретишь в другом городке, отъехав на каких-то 20-30 км. В старых кварталах города практически все дома датированы не позже начала 20-ого века. Многие из них были взяты под защиту властей и реконструированы.
У аланийских улиц нет четкого плана, дома просто-напросто разбросаны по районам. И здесь легко можно заблудиться. Одно такое недоразумение произошло однажды и со мной. Я, как всегда, решила самостоятельно выбраться в город, как говорится, на людей посмотреть и себя показать. Я гуляла по улице, над головой беспощадно светило солнце, но казалось, что может быть лучше! Неожиданно для себя я вдруг поняла, что просто-напросто заблудилась! Я начала искать на домах названия улиц, номера домов, но все это, увы, не могло ничем мне помочь. И вот тут-то мне как никогда пригодилось знание турецкого языка и умение не паниковать в подобных ситуациях. Но зато на своем горьком опыте я научилась ориентироваться в Алании, и с уверенностью могу сказать, что в этих трех соснах я уж теперь точно не заблужусь.
А как же приятно пройтись по мощенным узким улочкам этой турецкой станицы. Свернув с шумной главной улицы, попадаешь в атмосферу размеренности и безмятежности. Здесь никто никуда не спешит, не торопится. Вообще, для тех, кто родился под жарким небом Востока, время является понятием довольно-таки относительным. И иногда даже не замечаешь, как тянется время, сидя в маленьком кафе и потягивая кисловатый айран.
Как и в любом мусульманском городе, в Аланьи много мечетей. Они расположены в каждом районе. Все они с одним минаретом. Вообще, чем больше минаретов имеет мечеть, тем она считается богаче. Единственная мечеть с шестью минаретами "Султан Ахмет Джамии" (Голубая Мечеть) находится в Стамбуле. И когда происходит призыв верующих к намазу (ежедневной пятикратной молитве), и с множества аланийских мечетей слышен голос муэдзина, то, закрывая глаза, теряешь чувство реальности и времени.
В заключение я бы хотела сказать, что, почувствовав, и главное, поняв всю прелесть турецкой атмосферы, тебя невольно тянет сюда снова и снова, и ты путешествуешь по стране, пытаясь осознать и понять все тайны и загадки, которыми дышит и живет Турция.

Июль 2002 Мой Валдай      Ксения Климанова

Археологи установили, что человек появился в Валдайском крае еще в каменном веке. Густые леса, богатые пушным зверем, глубокие озера и чистые реки заселялись и обживались угро-финскими племенами. Пронеслись столетия, и часть этих племен отступило перед славянами, часть слилась с ними. Многие угро-финские корни слов вошли в названия, которые, укоренившись, сохранились до наших дней. К ним относится и название Валдайского озера. Слово "Валда" означавшее "светлый, белый", точно характеризовало озеро с прозрачными водами.
Когда я узнала, что еду в поход, я подумала: "Ведь я же никого там не знаю". И я боялась, что мне тяжело будет познакомиться с ребятами. Но страхи мои рассеялись уже в поезде.
До Валдая доехать очень просто: сначала на скором поезде до станции Бологое, потом на электричке.
Мы жили неподалеку от Валдая. На берегу озера Лунево.
Как только мы сошли с электрички, нам пришлось идти до деревни, мне сначала было очень тяжело. В Москве я не хожу под тяжестью рюкзака. Но мне понравилось, что мальчишки нам помогали нести рюкзаки.
Я сразу почувствовала другой воздух. Вокруг неповторимая красота: остроконечные верхушки хвойных лесов, словно цепь стражей, застывших на берегу, прозрачная чистейшая гладь озера, подземные ручьи с ключевой водой…
Каждый день мы ходили за дровами, ягодами и грибами. В лагере я ни одной секунды не скучала. Я опишу один день, когда мы встали очень рано и пошли к озеру. Водная гладь отражала легкие перистые облака, чуть колыхались верхушки елей, трава была покрыта росой.
Днем, когда мы пошли за грибами, перед нами открылась такая картина: высокие сосны с темно-зелеными верхушками, редкие кустарники, почва, покрытая мхом, частые кусты черники с темными сочными ягодами, на бугорках, блестящие на солнце, спелые ягодки земляники. И вот, наконец, грибы! Предвкушая вкусный ужин, мы отправились в лагерь. Вечером мы вместе чистили и резали картошку. Потом мы сидели у костра и ждали, когда будет готова еда. Ужин удался на славу! У нас была такая традиция: вечером, у костра рассказывать о прошедшем дне. Рассказав о своих подвигах, мы пошли в палатки.
Через несколько дней мы отправились на эстафету. Она была очень интересная: надо было разжечь костер, поставить палатку и приготовить еду. Потом мы переправлялись по бревну через ручеек, но усиленно пытались представить под собой двадцатиметровую пропасть.
Вместе ездили в Новгород. Хотя мы и прожили там всего 3 дня, но нам удалось посмотреть много достопримечательностей этого старинного города. Побывали в Новгородском Кремле, видели памятник Тысячелетия Руси были в Софийском, Знаменском, Антоньевом монастырях. Посетили Собор Рождества Богородицы.
Больше всего меня поразила икона в Софийском соборе. Когда во время войны в икону попала стрела, у изображенной на иконе Божьей матери потекли слезы.
Когда мы вернулись в лагерь, некоторые ребята поехали в музей колокольчиков в город Валдай. Я жалею, что не поехала с ними, но в следующем году я обязательно туда поеду. Но историю этого музея я все равно прочитала. И нашла стихотворение об этом музее:

Из рода в род передавая,
Хранит народная молва
О колокольчиках Валдая
Сказаний ясные слова.
Их звон как будто издалече,
Через веков седую даль,
Доносит гул грозовый веча
И песен нежную печаль.

Лидия Коновалова

В этом лагере я не чувствовала себя одинокой, и тем более мне не казалось, что за мной следят строгие вожатые, как в обыкновенных лагерях. Нас никогда не заставляли что-то делать, а если и заставляли, то мы "сами нарвались". С нами общались, как с друзьями.
Всю смену мы весело проводили время: катались на байдарках, ходили за дровами, купались и загорали, пели песни под гитару. В походе мы очень сдружились потому, что помогали друг другу.
За несколько дней до отъезда у нас начался шахматный турнир. Мы целыми днями играли в шахматы. К сожаленью, мы не успели доиграть все партии, но это и хорошо: все были заняты делом и не было ни выигравших, ни проигравших.
Еще я научилась пилить двуручной пилой, и смогу отличить ее от ножовки. Научилась разжигать костер и готовить еду. Я первый раз в жизни собирала чернику и готовила из нее варенье. Нам очень не хотелось возвращаться в Москву. Но и хотелось увидеть родных.
Вот и закончились эти 3 недели. В поезде у нас было одно желание: "Приехать ещё!" Это лето останется у меня в памяти навсегда, как мой самый первый поход.

Август 2001 "Аскания - Нова"      Анна Никитина

В Чаплинском районе Херсонской области расположено одно из красивейших мест нашей планеты - это степной заповедник "Аскания - Нова" (11 054 га) Украинского научно-исследовательского института, состоящий из нетронутой степи, которая расстилается, на первый взгляд, в бескрайних просторах. Проезжая это место, кажется, что время тянется очень долго, как будто ты здесь на планете - один-единственный человек, и только голубовато-желтоватые краски слепят глаза. Лишь вдалеке виднеется пятнышко, резко отличающееся своей зеленью, дающее начало ботаническому саду. Идея создания парка в степи казалась абсурдной - это безводное место поддерживается только за счет каналов. Находясь в саду, пробегают мысли, что ты находишься в "неземном" месте, где собраны многие растения, но больше всего мне запомнилось дерево, на котором цветут настоящие живые тюльпаны ("Тюльпановое дерево"). Пройдя через поселок, можно попасть в "Зоопарк Парнокопытных", со свободно, важно расхаживающими по его территории павлинами, не боящимися людей. Долгая утомительная дорога не испортила моих впечатлений об этом сказочном месте. Если жизнь приведет меня опять в эти края, то я обязательно приеду в этот уголок дивной природы.

P.S. Флора степного заповедника насчитывает порядка 600 видов растений, относящихся к 243 родам и 58 семействам. Всего заповедник включает в себя 57 видов позвоночных животных, 30 млекопитающих, 18 гнездящихся птиц, 5 рептилий, 4 амфибии.

Август 2000 Валдай-2000

С 12 июля по 1 августа 2000 года ребята и взрослые из нашего Детского Информационного Агентства были на Валдае в лесном лагере. Мы жили в палатках, рубили дрова, варили кашу на костре, собирали землянику и малину, купались в озере, плавали на байдарке, учились ходить по лесу и составлять кроки (карты лесных дорог и тропинок). Мы посмотрели, как своей жизнью живут лес и озеро, узнали много нового - чего нельзя увидеть и понять в большом городе, и в этой "немосковской" обстановке получше узнали и друг друга. Наши впечатления, размышления, фотографии и кроки - в ближайшее время на нашем сайте.
Март

Призрак северной столицы
Нынче утром мне явился,
Распахнул как крылья птица
И в реке весь отразился.
19.03.2000

Сидеть дома - нету мочи,
Еду в Питер на три ночи.
На белую ночь посмотреть хочу,
В Питер на поезде я уже мчу.
И вот я любуюсь видом Невы,
Сбылись наконец мои мечты.