ДЕТЯМ ВХОД ВОСПРЕЩЕН!
Наталья Александровна Степина
Здравствуйте, уважаемые "не-дети" (то есть те, для кого и предназначена эта рубрика), а также те уважаемые дети, кто вошел сюда, несмотря на запрет (смелость это или просто нахальство - нарушать правила, об этом в следующий раз). А сейчас о том, зачем эта страничка.
Ну, во-первых, мы, взрослые, тоже люди, и нам тоже хочется поговорить. О детях, о погоде, о правительстве, о любви, о своих сомнениях, прочитанных и непрочитанных книгах, о надоевшей рекламе, о порядках в сегодняшней школе, и о том, какими мы были молодыми, и о том, что будет завтра, - в общем, о вечном. Иногда хочется, чтобы тебя услышали, бывает, очень важно узнать, что думают другие. Все, кому есть, что сказать и кто готов к диалогу, приглашаются на Взрослые разговоры.
Во-вторых, предлагаю обмениваться полезной информацией (родительски-педагогической, например). Кому не знакомы вопросы: в какую школу отдать ребенка, где лучше учат рисовать или петь, где и как работают люди с близкими тебе идеями, интересами. Справочники здесь бесполезны, и мы ищем друзей и знакомых, видевших это своими глазами - их впечатления иногда и определяют наше решение. Для тех, кто хотел бы обменяться впечатлениями о тех или иных школах, детских творческих коллективах, кружках и студиях, познакомиться с интересными педагогами, какими-либо новациями или традициями, открывается раздел Знакомство.
В-третьих, будем приглашать сюда разных специалистов - психологов, педагогов, социологов, культурологов и др. - для разговоров, для полезной информации и для "Умных советов".
И, наконец, в-четвертых. Где как ни здесь можно будет посмеяться? Над собственной глупостью и самонадеянностью, над детскими шутками и шалостями, над абсурдом нашей обыденной жизни или над неожиданными поворотами судьбы, где все мы как дети. Пожалуйста, присылайте свои наблюдения в рубрику Детский лепет.
Напоминаю наш адрес: pk@child.ru
Хотят ли беспризорники свободы?      Взрослые разговоры


Открытое письмо Борису Минаеву после чтения его статьи "Свобода выбора", опубликованной в журнале "Огонек" (N41, ноябрь 2000, www.ropnet.ru/ogonyok/win/200041/41-38-41.html)

Уважаемый Борис!
Сразу скажу, что Ваша мысль о том, что сегодняшние беспризорники становятся таковыми из любви к свободе, произвела на меня впечатление. И не крамольностью догадки - а изяществом решения. Вот так бьешься-бьешься в поисках, что с ними делать, мечешься между человеческой жалостью и социальной беспросветностью - а все оказывается просто. Можно вздохнуть с облегчением. Ибо любовь к свободе - категория скорее философская, чем социальная. И с учетом этого фактора все попытки уменьшить число бездомных детей, и без того тщетные, выглядят совсем нелепо.
Правда, все же хочется уточнить некоторые детали.  Во-первых, какую-таки свободу беспризорник ищет на улице? Явно это не свобода мерзнуть и голодать (напомню, что благотворительных организаций, раздающих еду и одежду, несмотря на модность темы, по-прежнему ничтожно мало, да и не все дети о них знают), не свобода быть избитым, униженным, изнасилованным или проданным - то, что реально ожидает бездомного ребенка. И, видимо, не свобода лишиться всякого будущего - потому что дальнейшая жизнь беспризорника - это уголовщина или гибель. Значит, речь идет о какой-то другой, более важной свободе, раз ее зов заставляет стремиться к ужасающей любого нормального человека жизни?
Возможно, этот разговор станет предметным, если мы окунемся в среду, услышим голос самого ребенка. Может быть, стоит попробовать? Пойти на Казанский вокзал ближе к полуночи, спросить у тамошних беспризорников, кто хотел бы пожить в приюте. Таких сейчас, в декабре, найти несложно. А потом попробовать их в приют устроить. Заодно узнать, что приютов в Москве не больше десятка, все они переполнены до предела, принимают туда в первую очередь по направлению местных властей, а ребенка-немосквича (бегунка из Твери или Владимира) вообще никто никуда не возьмет, и даже приемник-распределитель (теперь он называется Центр временной изоляции несовершеннолетних преступников) для бездомных детей закрыт, пока они не совершат преступления. В таких условиях да не любить свободы! Да разлюби все бездомные дети свободу, что же мы с ними будем делать? Приютов не хватает, назад в родную семью отправлять - так надо с семьями работать (а в России нет ни одной организации, серьезно занимающейся профилактикой бродяжничества в проблемных семьях), по детдомам всех рассовать, так ведь и там, знаете ли...
Вы вправе возразить, что это разные вещи. Одно дело - проза жизни, с ее грязными подвалами и вокзалами, другое - взгляд со стороны, с высоты - своего рода философия бродяжничества, такого современного трубадурства. Или хиппианства. Только тут я с вами не соглашусь. Я не вижу абсолютно (подчеркиваю - АБСОЛЮТНО) никакой философской идеи у сегодняшних детей улицы. Ни в совокупности, ни отдельно от других движущих мотивов. Более того, саму мысль, даже малый намек на мысль сделать из них поколение молодых бунтарей, которым современное общество "позволяет эту свободу выбора осуществить", считаю, мягко говоря, недальновидной. Потому что слишком удобна и проста в применении. Вас не пугает стремление современного общественного сознания подводить философскую базу под любые, в том числе даже откровенно отвратительные, деяния общества? Я боюсь, что Ваша мысль упадет на подготовленную почву. Тогда огромным количеством бездомных детей в России можно будет гордиться. Такая уж у нас свободолюбивая нация.
...А кроме того, Вы лукавите. Да, свобода - это выбор. Между чем выбирает сегодняшний беспризорник? Между побоями дома и побоями на улице, между голодом там и голодом здесь, между предательством и обманом, между равнодушием родителей и бездушием общества - в любом случае, сиротством, заброшенностью, ненужностью. В чем его свобода? В бесправии? В том, что всем наплевать на его будущее? Вы всерьез уверены, что он ВЫБИРАЕТ? Я завидую Вашему оптимизму.
Я давно занимаюсь социальной педагогикой, доводилось общаться с детьми, которые убегают из дома или интерната. То, что они обладают сильным характером и внутренней независимостью - миф. Большинство из них легко внушаемы, импульсивны, плывут по течению, не умея ни задумываться, ни принимать решения. Поэтому их так легко эксплуатировать взрослым негодяям. И философия у них одна - выживания. Они не ВЫБИРАЮТ, они ВЫЖИВАЮТ. Сможем ли мы почувствовать разницу? Без этого все слова о любви беспризорника к свободе - это упоение общества свободой от всякой ответственности.

С уважением Наталья Степина,
 главный редактор альманаха
воспитанников детских домов "Я - человек",
к.ф.н.


"Искусство детей не имеет границ"     
Знакомство
Мы с ребятами из нашего Агентства много ездим в разные творческие коллективы, а потом рассказываем вам о том, что там увидели. По жанру - это впечатления и даже ощущения, не претендующие ни на объективное исследование, ни на полноту охвата, ни ни какие-либо (упаси Боже!) рекомендации или советы. Это всего навсего наш взгляд, но если он вам интересен, у вас всегда есть возможность убедиться в чем-либо своими глазами.
Сегодня я хочу рассказать о Елене Эдуардовне Аллахвердовой, руководителе студии "Батик"

Лена Аллахвердова - один из самых "белых" педагогов, которых я встречала. Это трудно передать словами, потому что предмет уж слишком неуловим, неосязаем. Вроде все в ее "Батике", как и во многих студиях: дети и стулья - в краске, стены и шкафы - в картинах, оживленный детский гомон, все яркое, свежее, не затертое. А воздух все равно особенный. Может быть, дело в особом аромате подлинности, в полном отсутствии фальши, в несовременной абсолютной не-агрессивности? И еще - в безукоризненном уважении к личности любого ребенка, в безусловном интересе к тому бутончику, который в нем скрыт. Который непременно превратится в волшебный цветок, если с толком за ним ухаживать - не мешать расти, не обрезать "лишние" побеги. "Сюда приходят те, кого в школе научили, что солнце бывает только желтым, небо голубым, а трава зеленой. Я хочу, чтобы они увидели, как богат этот мир. Чтобы сумели понять, что солнышко становится зеленым, когда прячется в траве..." И дети здесь удивительные - свободные, открытые, с ясными глазами. Кажется, что они вобрали всю красоту мира, весь цвет и свет его, и с искрометной щедростью дарят, дарят ее всем окружающим. "Приходите к нам заниматься батиком, у вас обязательно получится, - говорили они в ответ на наше восхищенное аханье. - Это же так просто". Настоящее всегда просто.
Думаю, что лучше меня об этом расскажут лица этих детей и слова учеников об учителе.

Из разговора с Эльвирой Павлинской, ученицей Елены Эдуардовны Аллахвердовой.
Она 12 лет занималась в студии "Батик", сейчас - студентка
художественно-графического факультета МПГУ им. В.И.Ленина.
Я поняла, что Елена Эдуардовна - самый счастливый человек из тех, кого я знаю. Бывает время, когда человек как будто переходит черту и "становится
взрослым". Он перестает радоваться, удивляться, его одолевают заботы.
Трудно сочетать творчество, искусство и работу, семью. А Елене
Эдуардовне это удается. Когда я решила продолжать заниматься творчеством, мама сказала: "Захотела прожить всю жизнь в сказке"; наверное, да.
Творчество дает большой выход энергии, это всегда поиск, выход за пределы, за рамки. Это всегда свобода, художнику нельзя приказать.
О профессии, Учителе и творчестве
Ткань предполагает неожиданности: редко бывает, что получается то, что хочешь. Батик дарит радость открытия, по-моему, чаще, чем бумага или холст. С батиком можно пробовать, составлять интересные композиции, коллажи, например, сочетание батика и флористики. То, что сделал
человек, и то, что сотворила сама природа. Так научаешься видеть жизнь
во всем. Сухие цветы, сломанные ветки - у них тоже своя жизнь. А для
кого-то это просто мусор...
О батике
Дети - это такие огромные человеки! Они всегда открыты радости, счастью, любым начинаниям. Нет детей, которые стандартно мыслят.
Творческие люди во многом остаются в детстве. На жизнь смотришь иначе, дурачишься так же. Просто нельзя быть равнодушным. А это спасает.
О детях
Разговоры     
Детский лепет
На занятии:
- Входи, Катя, мы тут обсуждаем наши планы на ближайшее тысячелетие.
Женя (после паузы):
- Я лично только на 50 лет могу подписаться.

Из интервью "Что такое мечта" (девочка Света берет у своих ровесников):
- У тебя есть мечта?
- Нет.
- Как давно у тебя нет мечты?

Оттуда же:
- Что ты делаешь, чтобы достичь своей мечты?
- Ничего не делаю, просто гуляю.

Набор старшеклассников в мастер-классы. Тест на общую эрудицию:
- Столица Украины?
- Белоруссия.

- Столица Испании?
- Барбадос.

- Повесть Пушкина "Дочь капитана".

- Почему идет дождь?
- Потому что осадки.

- Кто написал "Мертвые души"?
- Писатель… как-то на "Г"… Гоголь?..
- Может, Моголь?
- Может и Моголь…

- Твой любимый художник?
- Пикассо.
- Любимое произведение этого художника?
- "Черный квадрат"

Валдай-2001
На огороде посажена картошка. Спрашиваю:
- Это что растет?
Петя (у них свой огород):
- Картошка!
- А ты, Валь, как думаешь?
- Помидоры.
- Ваня?
- Даже не знаю, что и предположить…

Идем эту картошку окучивать. Ванька никогда не видел тяпки (мотыги), говорю ему, как это называется.
Вечером на общем разговоре у костра все рассказывают, что нового они узнали за этот день. Ваня:
- Сегодня я познакомился с новым инструментом. Называется ТЯВКА.

Вырубает дерн вокруг грядки. Не переставая говорит, что устал, что больше не может.
- Но раз ты работаешь, значит силы все-таки есть?
- Силы-то у меня всегда есть, но я уже не могу их потребовать.

Разговоры
- Пойдешь в консерваторию слушать музыку Щедрина?
- Щедрина? Салтыкова-Щедрина?! А я его "Сказки" читала!

- Была я вчера в библиотеке. Видела там книгу…

- У нас в классе аттестация по географии. Надо знать, сколько икринок в кетине…

- Как мне узнать, какие журналы сейчас в Москве выходят?
- Ну, сходи в библиотеку.
- А если там нет?
- Сходи на почту, посмотри в каталоге.
- А можно тогда в библиотеку не ходить?

Расказываю:
- Пушкин вообще-то не таким был, как его в школе любят представлять. И когда в Лицее учился, он здорово шалил, и по математике у него одни нули были, ничего он в математике не смыслил.
Задумчиво:
- Ну, может, после этого я Пушкина уважать начну…

Обсуждаем поездку в лесной летний лагерь на Валдае. Палатки, озеро, сами на костре еду готовим, никаких вожатых, никаких надсмотрщиков… Один спрашивает:
- А вы нас не боитесь?

У костра в летнем лагере:
- Нам на лето задали Чехова читать, "Дом с мезонином".
- С мезо… чем?
- Мезонином!
- Это еще что такое?
- Мезонин… Ну это… я не знаю, как объяснить… в общем, рядом с домом…
- Крыльцо, что ли?
- Да нет. Ну… вокруг дома…
- Сад, что ли?
- Ну… не сад…
Включается еще один:
- Мезонин? На лекарство похоже…