Совместная развивающая программа
"Как жили наши предки"
Программа "Как жили наши предки" проводится совместно с Государственным историческим музеем в рамках соглашения о сотрудничестве между РОО "Я-человек" и Центром содействия семейному воспитанию "Наш дом". До этого программа в течение 6 лет реализовывалась на базе одной из московских школ-интернатов 8 вида. Программа включает выездные занятия в Государственном историческом музее 1 раз в месяц и занятия на базе школы-интерната 1 раз в неделю. Занятия в ГИМе ведет музейный педагог. Занятия в школе-интернате проводят сотрудники РОО "Я-человек".

В ходе этой программы участники - группа учеников 1-4 классов знакомятся с разными историческими эпохами, вместе с музейным педагогом совершают путешествие-погружение в прошлое.

Цикл (рассчитан на 2-3 года) начинается со знакомства с музеем, понятиями "памятник" и "история".

Темы занятий разные, они связаны с определенным историческим временем, например:

- крестьянский быт, 14-15 век, обычаи и традиции русского народа ("Как гостей на Руси встречали", "В какой одежде ходили прежде", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Как строили дома на Руси");

- праздники ("Рождество. Святки", "Масленица");

- первобытность ("Жизнь первобытного мальчика");

- ремесла, материалы, труд мастера ("Жили-были кузнецы", "Тетушка глина и ее родственники") и другие.

На занятиях дети и взрослые получают уникальную возможность прикоснуться к истории в прямом смысле этого слова. Ведь взять в руки старинный горшок, подкову, которую кузнец выковал сотни лет назад, - это целое переживание, когда предметы - НАСТОЯЩИЕ!

Зачем это нужно?

Узнавая о прошлом человечества в целом, прошлом своего народа, ребенок присваивает его и как свое прошлое, свою историю. Это один из способов "укорениться" в этой жизни и в этом мире, ведь с опорой на прошлое строится настоящее и будущее. Для детей, потерявших семью, часто утративших воспоминания и вещественные доказательства о целых периодах своей личной истории, такие связи, "мостики" между прошлым и настоящим особенно важны. Они приводят к пониманию, что я - тоже часть истории, я есть в этом мире, моя жизнь - часть большого процесса.

Жизнь наших предков во многом строилась по простым и непреложным законам. Например, для того чтобы получить урожай, нужно было основательно потрудиться. Человек зависел от природы, смены времен года. Такая логика неочевидна в современной жизни. И далеко не все дети знают, откуда берется на столе хлеб, как попадает в чашку молоко, сколько труда вложено в предметы, которыми мы пользуемся в каждый день. Знакомство с процессами, имеющими начало и конец, необходимую последовательность - шаг к тому, чтобы выстраивать причинно-следственные связи, предполагать последствия действий и уметь их планировать.

"Путешествуя" в разные эпохи, ребенок через игру приобретает новый опыт, расширяется представление о различных социальных ролях. На занятии можно представить себя крестьянином - главой большой семьи или очень уважаемым в деревне человеком - кузнецом, или первобытным охотником, которому нужно добыть еду для себя и своих соплеменников.

Сама методика преподавания, когда дети смотрят и слушают; повторяют вслух и изображают; записывают и рисуют в альбомах, - уникальна и развивает не только внимание, память, воображение, но и сложные виды мышления, подключая разные уровни восприятия и ощущений - слуховые, визуальные тактильные.

Через знакомство с предметом и способами действия с ним происходит присвоение целых пластов культуры, как специфически человеческих видов деятельности и накопленного веками опыта. Предмет "говорит" уже своей формой, материалом, из которого изготовлен, украшениями.

Занятие в стенах Исторического музея, возможность не просто пройти в кабинет школьника, но остановиться в богато расписанных парадных сенях; полюбоваться залами, каждый из которых отличается внутренним убранством, цветом, росписями на потолке; походить по экспозиции и побыть среди предметов старины - это целое путешествие, погружение в особый мир, непохожий на повседневность и обогащающий ее забытыми смыслами.