РАЗГОВОР ПО ДУШАМ



МИР ЛЮДЕЙ — МИР ВЕЩЕЙ

А.Спицын


Человек приходит в жизнь, не имея при себе никакого багажа, кроме самого себя. Наг пришел сюда, наг и уйду. Эта мысль высказана, наверное, несколько тысяч лет тому назад. Человек уже тогда со всех сторон был окружен вещами, которые создал сам. Он возвел вокруг себя стену, отгородившую его от буйства стихий, от превратностей жизни природы. Кирпичами для стены, инструментами создания иного, помимо природного, мира послужили созданные человеком вещи. Кремневые скребки, топоры и рубила древних людей были, вероятно, первыми инструментами. Возможно, их примитивность и простота вызывает некоторое эмоциональное затруднение при попытке сгруппировать вокруг них те сонмища вещей, которые окружают человека теперь. Современные вещи похожи скорее на мосты. Они не просто помогают что-то сделать своими руками, они создают другую структуру мира. Мост в этом смысле хороший пример. Это элемент инфраструктуры внеприродного мира. В природе была пропасть, человеком создана дорога. Пропасть остается “за скобками”, “в примечаниях” к человеческому миру. Мост символичен. “Мосты” перекрыли всю сферу человеческого существования. Они скруглили природные углы и создали новые. Они развязали одни узлы бытия и завязали другие. Ребенок, который приходит в жизнь наг и неимущ, и, более того, несведущ, сразу же сталкивается не с миром природы, а с миром вещей. Весь первый год уходит у человека на то, чтобы научиться видеть, осязать, слышать вещи. Конечно, параллельно идет освоение основ языка, средств общения. Но все это на фоне одежды, мебели, игрушек, домов... Только дети реликтовых племен учатся видеть, осязать и слушать природу, остальные - окружены почти исключительно вещами. Примерно к трем годам ребенок обучается более или менее сносно передвигаться в мире, загроможденном вещами, и простейшим способам обращения с ними. Ведь в отличие от природных объектов, наделенных самостоятельным существованием помимо воли человека, человеческие вещи созданы с определенной целью. Люди наделили их определенными функциями. Важнейшая задача для малыша - освоить названия вещей. В три года она обычно успешно решается. Запас существительных позволяет ребенку назвать, а значит хотя бы частично подчинить себе основные бытовые вещи. Идея человекосозданности мира иногда укореняется в ребенке настолько, что он говорит о небе, созданном отцом (не Богом-отцом, а его родным отцом), или что-нибудь подобное. Этот артифиционализм имеет важное значение как некий знак поворота в общении ребенка с миром. Вслед за артифиционализмом с отнесением авторства в создании мира конкретным близким людям, приходит понимание отношения авторства между человеком и вещью. Вещей много, они появляются вокруг ребенка в связи с действиями тех или иных людей. Это небо одно, а вот листьев на деревьях много, на разных - разные, но и они выросли сами. А скажем, стульев тоже много (в разных квартирах, в разных магазинах), но они действительно сделаны - и сделаны различными людьми. Впечатление от осознания противоречий природного и сделанного, единственного и множественного довольно часто оформляется в увлечение коллекциями всякой всячины. Дети часто собирают их еще в первых классах школы. Правда в подростковом возрасте эти коллекции обычно оказываются заброшенными и больше никогда не привлекают внимания хозяина. Общение, общение, общение - вот смысл, проза и поэзия жизни подростка. Вещи же перестают внушать уважение сами по себе, они отбрасываются с их привилегированного места загадочных кумиров в положение слуг, пусть даже непонятных. Подростковый вандализм по отношению к вещам часто носит отпечаток этого изменения отношения, своего рода бунта против вещей. Современность добавила сложности миру вещей. Он все более и более становится похожим на мир природы. Вещи как будто начинают претендовать на независимость от человека, поскольку отдельный человек не видит, не ощущает причин их существования. Уже очень давно начала размываться связь вещь - функция. Мир вещей, как вещественных материальных вещей, становится текучим, остаются функции цели, которые могут быть достигнуты теми или иными способами. Это в полном смысле мир качеств - виртусов, то есть виртуальный мир. Это мир ветров и течений в морях функций, значений и смыслов. То, что сейчас называют виртуальным миром - Интернет, симуляторы, - только предтеча новых шагов навстречу виртуальному миру в полном смысле этого слова. Дети сталкиваются с текучестью, разнофункциональностью, неопределенностью вещей во все более раннем возрасте. От них требуется все больше самоопределения и свободы. Ведь сложные, текучие вещи хорошо служат тому, кто умеет их использовать, но захватывают и порабощают того, кто не имеет внутренней свободы и собственной воли.

На первую страницу