журнал "Дефектология" №1, 1996 год

Социально-сексуальное воспитание слепоглухих школьников

И.В. Саломатина
Институт коррекционной педагогики РАО, Москва
(обзор зарубежной литературы*)

Традиционно в отечественной педагогике для обозначения вынесенного в заголовок раздела учебно-воспитательной работы использовался термин "половое воспитание". При этом до последнего времени в нашей стране открыто данная проблема практически не обсуждалась, особенно в отношении детей, страдающих теми или иными физическими или психическими недостатками. В то же время за рубежом с начала 70-х годов педагоги и исследователи стали активно разрабатывать педагогические стратегии, программы и методики в данной области воспитания детей, страдающих одним или более нарушением. Следует заметить, что под сексуальным воспитанием западные коллеги понимают не только и не столько интимные отношения сексуальных партнеров. В это понятие включается в первую очередь полоразличение и освоение определенных полоролевых моделей поведения, в широком смысле - общение между людьми разных полов. Особый акцент ставится ими именно на социальную составляющую этой проблемы, поскольку зарубежные специалисты, стремясь максимально подготовить своих воспитанников к самостоятельной жизни вне стен учебного заведения, стараются не упустить возможных пробелов и в этой области человеческого существования.
В публикациях по проблеме социально-сексуального воспитания можно выделить как минимум два уровня освещения подходов:

  1. опытно-экспериментальнй уровень и
  2. уровень создания воспитательной стратегии и программы.

Первый уровень характерен для стран, начавших обучение и воспитание слепо-глухих детей недавно. Поскольку количество обслуживаемых детей невелико и опыт педагогической работы с ними находится в стадии накопления, учителя и воспитатели отталкиваются от спонтанно складывающихся ситуаций и действуют в конкретном приложении к работе с находящимися в данное время на их попечении слепоглухими детьми.
Интересен в этом отношении опыт индийских педагогов, предлагающих слепоглухим девушкам-подросткам в рамках программы по самообслуживанию ("Помоги себе и своим друзьям") первичные знания в области полоразличения [7].
В процессе учебно-воспитательной работы в этом направлении решаются следующие задачи:

  1. Установление различий между маленькими мальчиками и девочками.
  2. Установление различий между девочкой и девушкой.
  3. Установлений различий между девушкой и женщиной.
  4. Установление различий между обычной и беременной женщиной.

Поставленные задачи решались в ходе включения старших воспитанниц в работу по обслуживанию малышей. Девушки помогали педагогам купать детей обоего пола, одевать и причесывать их. Подобная практическая деятельность позволяла эффективно проводить сопоставление особенностей своего тела и тела маленького ребенка, а также устанавливать различия у девочек и мальчиков. Одна из сотрудниц центра ожидала ребенка, и это дало возможность решить проблему ознакомления слепоглухих подростков с такой особой ситуацией в жизни женщины.
В странах с богатой традицией обучения и воспитания детей со сложными сенсорными нарушениями для решения задач социально-сексуального обучения слепоглухих детей с успехом используются специально выпускаемые наборы кукол "Покажи и назови" ("Show and tell dolls"). В этот набор входит от 4 до 6 матерчатых кукол разного пола и возраста: кукла мама, папа, сын и дочь "предподросткового возраста" и младенец. Для работы с детьми неевропейских рас выпускаются куклы с присущими этим народам конституциональными особенностями.
Для тех же целей используются мозаики-головоломки "Сними и посмотри" ("Lift and See"). Игрушка представляет собой набор складывающихся изображений, разделенных на 4 уровня. Самый верхний уровень представляет одетых мужчину и женщину, следующий уровень показывает их же обнаженными, далее представлены внутренние органы человека и, наконец, скелет.
Такие головоломки позволяют быстро и доходчиво в игровой форме ознакомить детей со специальным словарем, необходимым для обсуждения возникающих вопросов. Помимо этого, игра может быть использована родителями и докторами во внеурочном, специальном общении со слепоглухими детьми [2].
Что же касается следующего уровня подхода к решению проблемы социально-сексуального воспитания слепоглухих детей (создание педагогических стратегий и программ), то здесь сталкиваются мнения не только исследователей и практиков, но и родителей слепоглухих детей и самих слепоглухих. С одной стороны, сами инвалиды даже на уровне международных форумов ставят в один ряд необходимость признания обществом в целом не только их проблем в социальной жизни, но, в частности, и права на супружеские, интимные отношения [1, с.2]. К ним присоединяются специалисты, считающие, что нарушения зрительных и слуховых функций вовсе не свидетельствуют о патологии в сексуальной сфере. Признавая, что сексуальность является базовым правом любого человека, специалисты пытаются на практике разрешить конфликтную ситуацию, разрабатывая воспитательные и учебные программы [3, с.8-9].
В оппозиции к ним стоят многие родители особо тяжелых детей, высказывающие справедливую тревогу относительно возможных сексуальных извращений и насилия по отношению к их обездоленным детям. Некоторые родители даже решаются на стерилизацию своих детей, чтобы те не усложняли себе и без того нелегкую жизнь. Родители и ряд специалистом сходятся во мнении, что для слепоглухих воспитанников, достигших высокого уровня развития, соцально-сексуальное обучение возможно и допустимо. Что же касается слепоглухих детей, имеющих грубые множественные нарушения, такие аспекты учебно-воспитательной работы недопустимы [3, с.9; 4, с.30].
Остановимся более подробно на предлагаемых программах и методиках.
Том Миллер [6] считает, что в основе возникающих в подростковом возрасте проблем, связанных с сексуальностью, лежит специфичная для слепоглухоты и подобных множественных нарушений депривация, возникающая в силу невозможности выстраивать эффективные социальные контакты. Использование особых педагогических методов воспитания и обучения слепоглухих детей приводит к тому, что по достижении подросткового, а иногда даже и юношеского возраста слепоглухой воспитанник не только вынужден приспосабливаться к происходящим у него в этот период физическим изменениям, но также сталкивается с новой системой требований, предъявляемых обществом к лицам данной возрастной группы. Например, некоторые допускавшиеся ранее действия по отношению к персоналу (такие, как объятия, ощупывания), теперь переходят в разряд запретных и неприличных и становятся проявлением "проблемного поведения". Б.Маккена, обобщая высказывания родителей и педагогов слепоглухих детей, в эпиграф к данной части своего материала выносит фразу, наиболее четко, на наш взгляд, определяющую сложность этого периода не только для слепоглухих, но и для окружающих их взрослых: "Разделительная линия между прикосновением как средством общения и прикосновением как выражением сексуального чувства столь тонка" [3, с.10].
Помимо этого, в подростковом возрасте слепоглухой воспитанник продолжает оставаться в определенной изоляции от своих сверстников (особенно слышащих и видящих). Невозможность выразить свои чувства и отношения, обсудить свои проблемы с товарищами приводит к эмоциональным расстройствам, фрустрации.
Т. Миллер высказывает мнение, что детальное планирование взрослыми и заорганизованность жизни слепоглухого подростка отрицательно сказывается на социально-эмоциональном созревании личности воспитанника. Это также является причиной недостаточного освоения слепоглухим подростком необходимого количества полоролевых моделей поведения, что никак не способствует социальному и сексуальному развитию воспитанника.
В связи с этим Т. Миллер высказывает убеждение, что любой человек, страдающий множественным нарушение и имеющий любой уровень функционирования, имеет социальные и сексуальные права и обязанности, в то время как родители и педагоги обязаны организовать обучение и создать воспитывающую среду таким образом, чтобы имеющийся потенциал у этих людей мог развиться максимально полно [6, с.84].
Несмотря на то, что нужды в специальном учебном предмете "Социально-сексуальное образование", и соответственно, особого учителя, скорее всего не возникнет, по мнению специалистов, коллектив учебного заведения с привлечением родителей воспитанников должен разработать конкретную политику (стратегию) в реализации столь сложной задачи. Первым шагом к созданию подобной стратегии может стать организация постоянно действующего семинара или серии педагогических советов, где открыть могли бы быть поставлены имеющиеся проблемы в этой области. Основанием же для создания подобного плана является непременный учет индивидуальных особенностей каждого отдельного воспитанника, его реакции на обсуждение проблемы и уровня компетенции взрослого (педагога или родителя).
Монэ различает три фактора, влияющих на способность человека, страдающего множественными нарушениями, реализовать свои права и обязанности в социально-сексуальной сфере:

  1. Когнитивный уровень (т.е. степень нарушения - легкая, средней тяжести, грубая).
  2. Адаптивные навыки (самосознание, социальные взаимоотношения, сверстники, родители, педагоги и т.д.).
  3. Среда (живет ли самостоятельно, в интернате, в родительском доме и т.д.) [6, с.84].

Очевидно, что каждый из перечисленных факторов будет значительно влиять на разработку конкретных методов применительно к конкретному воспитаннику. Если на самом низком уровне развития воспитанника во главу угла будет поставлен адекватный уход, тренинг и уважение к личности, то на самом высоком уровне развития ученика могут быть уже применены методы формальной инструкции и обучения во взаимосвязи с большей свободой и правом воспитанника реализовать свои права и обязанности.
Для целей адаптации к изменяющимся требованиям окружающих к поведению взрослеющих слепоглухих воспитанников, находящихся на разных уровнях развития, Дж. Эдвордс и С. Вопник предлагают две категории, помогающие постепенному продвижению подростков в освоении адекватных социально-сексуальных моделей поведения [5, с.89].
Категория "допустимое/недопустимое" используется в ситуациях не столько для определения правильных и неправильных действий, сколько для осознания того, насколько данное действие отражает конкретную ситуацию. Самый простой пример: имеет ли смысл надевать босоножки, если на улице идет снег? Пример посложнее: какова разница в выражении чувств и отношений при встрече с незнакомыми людьми и членами семьи?
Во второй группе категорий "общественное/частное" происходит важное различение.
Частное - это любое месть, где практически никто не должен тебя видеть (например, в ванной, в туалете, в спальне, где опущены шторы и закрыта дверь).
Общественное - это любое месть, где тебя может увидеть любой, и это допустимо.
Использование предложенных авторами категорий вооружает родителей и педагогов простым, но эффективным средством реагирования на любые возникающие ситуации и позволяет обсуждать со слепоглухим воспитанником альтернативные варианты социально-сексуального поведения.
Еще программа - "Программа по развитию сексуального знания и обучению техникам самозащиты" (1979) ("The Curriculum for development awards of sexual exploitation and teaching self-protective techniques") - разработана для обучения слепоглухих детей начальных и средних классов [6, с.90-91].
Данная программа отражает очень важный аспект соцально-сексуального воспитания: умение верно ориентироваться во взаимоотношениях людей и способность оценить ситуацию и адекватно действовать в случае опасности. Постоянная тревога взрослых по поводу возрастающей опасности сексуального насилия по отношению к любым детям тем более не может не отражаться на разработке столь важных аспектов воспитания детей, страдающих сложным сенсорным нарушением.
Программа предлагает два уровня освоения материала. На первом из них учащиеся знакомятся со следующими темами: 1) определение взаимоотношений между людьми; 2) средства предосторожности при встрече с незнакомыми людьми; 3) интимные части тела; 4) умение сказать "нет"; 5) первичная информация о сексуальных отношениях людей. На втором уровне к указанным выше темам добавляются сведения о правилах безопасности: 1) в путешествии; 2) дома; 3) в обществе; 4) осваиваются правила этикета при обмене поздравлениями, подарками и т.п.; 5) обсуждаются проблемы защиты права на неразглашение частной информации.
Общение педагогов и учеников в рамках данной программы позволяет открыто обсуждать проблемы приемлемого и неприемлемого поведения в той или иной ситуации, формирует умение отстаивать свои права, а также способствует развитию навыка адекватной реакции на проявления социального или сексуального насилия.
Из возможных методов, позволяющих решить поставленные этой программой задачи, авторы выделяют использование фото- и слайд- материалов, а также видеозаписи конкретных ситуаций из жизни самих слепоглухих учеников или их товарищей по школе; модели или крупные изображения частей человеческого тела и социально-сексуальные ситуации; обсуждение имевших место в жизни данного коллектива воспитанников соответствующих ситуаций.
Описанные выше программы и подходы ориентированны на слепоглухих детей. Но в настоящее время перед специалистами стоит проблема социально-сексуального образования и воспитания слепоглухих взрослых, которые ранее нигде не обучались, имеют дополнительные нарушения (часто очень грубые) и проходят курсы реабилитации в образовательных и реабилитационных центрах. Информация о такого рода опыте важна, поскольку позволяет предвидеть возможные проблемы в старшем возрасте.
Интересно в этом отношении сообщение Вирджинии Моллетт [5, с.132-137] об опыте работы в этой области Sense Midlands (реабилитационный центр для взрослых слепоглухих, Англия).
Поскольку сексуальность является врожденной потребностью человека, то проявления ее неизбежны вне зависимости от степени сложности физического или психического нарушения. В случае же грубых множественных нарушений отсутствие культурно-эстетической надстройки и невозможность самоконтроля ведут к проявлению ранее не обучавшимися взрослыми слепоглухими неадекватного и недопустимого социально-сексуального поведения.
Столкнувшись с проблемой, коллектив реабилитационного центра в ходе серии специально организованных семинаров изучал законодательные акты Великобритании по правам инвалидов, принял участие в консультациях и тренингах специалистов-сексологов. Каждый клиент центра прошел обследование по следующим параметрам: I. Развитие личности: осознание себя, физическое развитие, эмоциональное развитие, индивидуальное сексуальное поведение. II. Развитие взаимоотношений: осознание наличия людей вокруг, несексуальные взаимоотношения с другими людьми, проявления социально-сексуального поведения по отношению к другим людям, сексуальные взаимоотношения. После этого на основании детального описания всех неадекватных проявлений сексуального поведения каждого клиента был составлен ряд индивидуальных поэтапных (step by step) планов обучения взрослых слепоглухих клиентов определенным сексуальным способам, позволяющим снижать сексуальное напряжение. Для реализации разработанных индивидуальных планов обязательно наличие письменного согласия родителей или членов семьи данного клиента.
В статье рассмотрены некоторые подходы к решению проблем социально-сексуального воспитания слепоглухих детей.
Исследования в данной области в зарубежных странах появились сравнительно недавно. Поднятая проблема продолжает вызывать активную полемику в заинтересованных кругах. Очевидно, что открытое обсуждение всех положительных и отрицательных сторон данной проблемы позволяют продвинуться в осознании насущных проблем людей, страдающих множественными нарушениями, и эффективно готовить их к жизни вне стен специальных учреждений.


Литература
  1. Disabled Europeans EU News Update. // Newsletter. October, 1994. P. 2.
  2. Explaning about Sexuality. // Talking Sense, Summer, 1989. Vol. 35. № 2. P. 13.
  3. McKenna B. Sex Matters. // Talking Sense, 1994. Vol. 40. № 1. P. 18-10.
  4. McKenna B. Sex Matters. // Talking Sense, 1994. Vol. 40. № 2. P. 30.
  5. Mallett V. Personal and sexual development in deafblind adult. // Proceedings of the 3d Europian Conference of the IAEDB, 31 July - 5 August, 1993. Potsdam: Babara Wolfel, COC Kongressorganisation GmbH, 1993. P. 132-137.
  6. Proceedings of the 3d Canadian Conference of Deaf-Blindness. Canada: Winnipeg, Manitoba: University of Manitoba, 1990.
  7. Vacha Beroz. An Experiment in Sex Education // Dea-blind Education, 1986, January-June. P. 6.

*) В обзоре представлены материалы, опубликованные за последние 6 лет в источниках, не поступающих в публичные библиотеки.


вверх
вернуться в библиотеку



кто мы такие? | слепоглухота - это... | программы и проекты
наш друг - волонтер | средства общения | библиотека
пишите нам | полезные ресурсы | новости | регионы