О ПРОБЛЕМЕ СИНДРОМА УШЕРА - ВСЕМ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМ

Информационный бюллетень
"  УШЕР - ФОРУМ  "


ИЮЛЬ - ДЕКАБРЬ 1997 №3


Дорогие друзья!

К счастью, прошедшее со дня выходы второго номера нашего бюллетеня время было наполнено рядом интересных и важных событий. Прежде всего необходимо отметить, что летом этого года состоялась очередная международная конференция по проблемам слепоглухоты, которую предварял международный семинар по изучению синдрома Ушера. Все эти мероприятия проходили в Испании, в Мадриде. Читайте об этом краткую информацию Т.А. Басиловой.
В полку сочувствующих нашим проблемам прибыло. У нашего бюллетеня появился еще один спонсор. Рады представить вам - рекламно-издательское агентство "Профессиональный клуб". Именно на средства этого агентства и был издан в типографии номер бюллетеня, который вы держите сейчас в руках. Мы очень признательны Савельеву Андрею Андреевичу за оказанное содействие и понимание. Надеемся, что наши контакты и в дальнейшем не ослабнут. Приближается Новый год и Рождество. От всего сердца поздравляем всех наших читателей с праздниками и желаем крепкого здоровья и мужества в преодолении трудностей! Будьте здоровы и счастливы! Всех вам благ!

Ирина Владимировна Саломатина.


В ЭТОМ НОМЕРЕ:
  1. Наши консультации: Типы синдрома Ушера
  2. История жизни: Автобиография Ушерика
  3. Витамины группы В. Витамин В1
  4. Из моего опыта
  5. Коротко о разном
  6. Средства общения. Самоучитель. ЛОРМ

НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ

Мы воспользовались информацией, переданной нам в редакцию В.З. Базоевым - председателем Московской городской организации глухих. Данные сведения ему удалось получить во время стажировки в США.
Как вам станет ясно из описания типов синдрома Ушера, у людей с одним типом заболевания появляются несколько специфические проблемы по сравнению с людьми, имеющими другой тип синдрома. Тем не менее, существуют и общие затруднения, с которыми справляться нам всем вместе.


Типы синдрома Ушера

Известно, что 3 - 6% глухих и слабослышащих людей страдают синдромом Ушера (СУ). Ученые утверждают, что СУ является более сложным состояние, чем "простое" нарушение на генетическом уровне. В настоящее время установлено, что существует не менее трех типов СУ. В зависимости от начала проявления главных симптомов, заболевание можно отнести к одному из этих типов.
Нарушение слухаНарушение равновесияНарушения зрения
Синдром Ушера
тип I
Ребенок появляется на свет с врожденной глухотой. При проверке слуха человек может реагировать только на очень громкие низкие тона.Отсутствуют.В связи с проявлениями пигментного ретинита, "куриной слепоты" (плохое видение темноте) наступает в младенческом возрасте или раннем возрасте.
Синдром Ушера
тип II
Ребенок рождается слабослышащим. Нейросенсорная природа нарушения слуха проявляется в средних и низких частотах, на высоких частотах фиксируется практическая потеря слухового восприятия.Прогрессирующие серьезные нарушения равновесия.В связи с проявлениями пигментного ретинита в дошкольном или подростковом возрасте появляются так называемые "слепые пятна", которые препятствуют нормальному зрительному восприятию. Формально регистрируемая слепота* может наступить в раннем зрелом возрасте.
Синдром Ушера
тип III
Ребенок рождается с нормальным или слегка пониженным слухом. Слух постепенно ухудшается в течение первых 10 - 20 лет жизни.Некоторые небольшие нарушения равновесия.В связи с проявлениями пигментного ретинита "куриная слепота" отмечается с рождения. "Слепые пятна" появляются в подростковом или в раннем зрелом возрасте. Время существенного ухудшения зрения может быть различным у разных людей, но "куриная слепота" всегда предшествует ухудшению зрения в дневное время.
*Формально регистрируемая слепота - это такое состояние зрения, при котором человек либо сосем теряет зрение, либо может еще пользоваться зрением, но зрительное восприятие сильно затруднено. В таких случаях присваивается определенная группа инвалидности по зрению и предоставляются соответствующие льготы.

к оглавлению


ИСТОРИЯ ЖИЗНИ

Автобиография Ушерика

Перед Вами уже законченный "ушерик". Все давно разложено по папочкам и полочка и сдано в архив до востребования. Заявка и пыль в архиве сдувается, перебираются папки-воспоминания, отрывочные фрагменты - пожелтевшие от времени страницы.
Итак, синдром Ушера (СУ). Сей диагноз был мне поставлен, очень быстро, так как я сразу попала в компетентные руки, которые подержав и повертев буквально несколько дней, вскоре вынесли свой вердикт и взяли мои глаза "на поруки". Тогда мне было пятнадцать.
Пятнадцать. Самый переломный возраст, не зря его называют переходным. В это время совсем проходят или обостряются до предела тайные болезни, или появляются новые, трудно излечимые.
СУ - отнесем его к категории тайных болезней, ведь он генетического происхождения. Бог знает, от кого из моих предков перешла она ко мне. По материнской линии мне все известно до пятого колена, но по отцовской - до третьего. Но…
В детстве я потеряла слух еще у материнской груди. Счастливо спасся от менингита мой интеллект, но слух пропал безвозвратно.
Шли годы, я очень плохо ходила, но зато научилась читать и писать в три года, говорить слова. Кто знает, что такое глухой почти с рождения, - осведомлен, как трудно поставить речь ребенку. Мои мама и бабушка одолели и этот барьер. Мама закончила курсы дефектологов при Институте педагогике АН СССР. Да и образование педагогическое матери и бабушки играло далеко не последнюю роль.
В пять лет я "незаконным путем" попала в спецсад для глухих в Серебряном Бору. Мама присматривалась к другим детям - она подрабатывала там нянечкой.
И вот ее попросили отвести к врачу-окулисту другую девочку. Та все время спотыкалась и неровно ходила. Врач сказал: она слепнет. У нее, кажется, оказалась мозговая опухоль.
Я тоже спотыкалась и падала, но мама приписывала это менингиту, то есть его последствиям, все-таки мозговая инфекция. Одно время показало, что это не так. Некоторые врачи в Сочи даже считали, что у меня синдром Дауна.
Получив блестящую домашнюю подготовку, я также "незаконным образом" поступила в первый класс массовой школы. Меня взяли только потому, что я была подготовлена на порядок выше нормальных детей, да и эксперимент им захотелось провести. Во второй класс я перешла отличницей с приказом по краю и "ехала" так дальше до восьмого класса.
Моя любимая первая учительница почти сразу заметила: что-то не то… Я сидела на первой пате с мальчиком. И вот я роняю ручку, ластик и не могу сразу найти. Лезу под пату, шарю руками, а ручка под носом. Учительница приучила соседа моего оказывать мне рыцарские услуги по поиску упавших школьных принадлежностей. Он же меня защищал от откровенных подножек пацанов из других классов. Этот кайф продолжался до конца восьмого класса.
Весь мой класс (42 человека) научился говорить со мной устно, глядя мне прямо в лицо. И, спустя 25 лет, встречая их на улице, я понимаю почти все.
Меня с первого класса водили к окулистам. Врачи только пожимали плечами, ничего конкретного не определяли, а изрекали, что у меня недоразвитое зрение и выписывали мне всевозможные очки. Очки я выкидывала, находя их весьма неудобными для смотрения. (Не пользуюсь ими и по сей день, исключая "хамелеоны", которые весьма удобны для ушериков в яркий летний день.)
Так бы и продолжалось, не попади я после восьмого класса в "Микаэльяновку". Незабвенный Карп Авдееич и я сразу прониклись друг к другу симпатией, и я его обожала - замечательного человека и педагоги.
Попав в новую обстановку, встретив явное недоброжелательство со стороны некоторых педагогов и ребят, переучиваясь на новую программу с очень высокими требованиями по физико-математическим дисциплинам, я попросту впала в моральный ступор. У себя дома и алгебра, и немецкий давались мне легко, а здесь не смогла "врубиться" в подготовительную программу МВТУ имени Баумана.
С "немкой" вступила в открытую конфронтацию и отказалась посещать ее уроки, так как подвергалась постоянным оскорблениям. Чтоб как-то выплыть, я учила уроки в интернате до четырех утра. Стало болеть сердце, кружилась голова, однажды на уроке упала в обморок. Но школьная врачиха тоже меня невзлюбила и утверждала, что я симулянтка. (Позже она, конечно, раскаялась, т.к. мне запретили сдавать выпускные экзамены. Конечно, время ушло, на как можно было так обращаться с подростком? Абсолютно непрофессионально и бесчеловечно.)
… И настал черный день. Я дежурила по столовой. Я любила только мыть посуду - 300 тарелок, 300 стаканов, 300 ложек. Да я готова была миллион перемыть, только не носить подносы с кашей. Но пришлось как-то и мне носить подносы. Я столкнулась с воспитательнице младших классов. Тут же на меня полились грязные оскорбления. Я оторопела, поставила поднос и выслушала ее до конца, не поняв, почему она меня обругала таким образом
Дальше хуже. В обед повторилось точь-в-точь то же самое. И мат. Я оставила все и пошла к Карпу Авдеевичу, рассказала ему обо всем. И то, как ко мне относится врач, и классная руководительница, которая моей бабушке сказала, что я шлюха, потому что из Сочи и потому, что когда иду по коридору, стреляю глазами влево-вправо-вниз, и про мой обморок. (Про глаза - оказалось, что это особенности зрения).
Он вызвал всех, выслушал их без меня, конечно, потом взял меня за руку и отвез в больницу к окулисту. (Это был уже не 1965 год и Сочи, а 1973 и Москва.) Тот сразу направил в клинику, где были более опытные специалисты. Они, обследовав меня, поставили предварительный диагноз, послали меня в НИИ им. Гельмгольца. Там провели более подробное обследование и взяли на курс лечения инъекциями. Профессор Фридман как-то вошел в кабинет, где мне делали эту весьма болезненную процедуру. (Тогда, между прочим, не замораживали.) Взял мою историю болезни и сказал бабушке (дело происходило в ноябре 1973 г.): "Если Галя до весны будет различать свет от тьмы, я ее возьму к себе, и не надо будет делать уколы".
Весной я пришла к нему на курс ультразвуковой терапии, да так и прижилась в этом кабинете. Уже 24 года прошло.
Когда я уехала домой, в Сочи, на летние каникулы, моему участковому окулисту пришла "цидулька" из Института. Я исхитрилась и сумела прочесть запись в амбулаторной карте. Там было написано: тотальная слепота возможно в ближайшее время.
Ни слез, ни жалости у меня не было. Ну раз так, значит, тому и быть, хуже, чем тот перенесенный кошмар в школе, не может быть. И продолжала радоваться жизни. Каково-то было моим родным? Но, наверное, мой оптимизм давал им надежду.
И надежда не обманула. Я ела морковку и витамины килограммами, пила соки литрами, научилась себе делать инъекции витаминов группы В и алоэ. В месяц доходило до 120 уколов. Два месяца перерыв и опять.
Экзамены мне сдавать запретили врачи. Карп Авдеевич спокойно сказал мне: "Главное - не экзамены, черт с ними. А тебе важнее здоровье, твои глаза". Моя защита, моя опора, я о тебе помню всегда. Ты спас меня от слепоты.
Вступив во взрослую жизнь, я сразу вышла замуж. Токсикозы были очень тяжелыми. Профессор наложил табу на деторождение, сказа: "Твое зрение непредсказуемо. Слепая и глухая мать ребенку будет обуза". Я послушала мудрого запрета.
В 24 года со мной произошла трагедия. Не по своей вине я сорвалась с тамбура трогающегося поезда спиной на платформу. В результате - ампутация нижней трети голени, травма другой ноги. Моему глазу дико повезло - шов наложили в полусантиметре от глазницы. Прибавилось шарму. Зрение, естественно, упало вдвое… Однако в последующие годы оно постепенно поднималось и с 0,4 достигло 0,6 - 0,7. До травмы было 0,7 - 0,8. Градус поля зрения остался тот же.
К слову, когда у меня было самое первое обследование в Гельмгольца, острота зрения была 0,1!!! Но я очень плохо переносила пасмурное серо-белое небо долгие, долгие годы. И с небольшими перепадами острота сохранялась до последнего года. Инъекции витаминов я стала делать реже - курс два раза в год. Однако пила очень много желтых соков (тыквенный, папайя, морковный), ела овощные салаты и вообще не злоупотребляла не куревом, ни спиртным. Надо сказать, что спиртное мне не запрещено. Я пью только, когда мне это доставит удовольствие или необходимо из-за сильных головных болей. Я пью гипотоник.
Первые 15 лет (с 15 до 30 лет) я не могла избавиться от тумана в глазах, временами туман усиливался. Это было вызвано тем, что отторжение пигмента шло слишком быстро, а утилизация его кровотоком - слишком слабо. Однако ультразвук медленно, но верно делал свое дело. И последние 8-9 лет у меня этого тумана не было. Только за последние месяцы в результате длительного сильнейшего стресса опять немного упало зрение и появился легонький флер. Но я уверена, что это временно.
За все годы неуклонно ухудшается только адаптация к темноте и свету, необратимо. В сумерках я себя чувствую донельзя дискомфортно. Все стороны света сливаются, небо, земля, люди приобретают серый оттенок. Я на сто процентов теряю свою уверенность. Зато как наступит темнота, я знаю - там, где мои ноги это земля, где фонари и окна - это небо. Могу залезть в кусты и также выползти. А если я знаю дорогу, я нормального человека проведу сама. Самое главное - не нервничать.
Последний раз я приехала в Институт меньше чем через месяц после смерти моего Феликса Ефимовича Фридмана. Пока меня взяли на курс ультрафореза. Что дальше - неизвестно. Может, уже все? И надо искать другие пути? Все под Богом ходим. Но сами должны верить в Бога и свои силы. И беречь нервы!!

Галина Ушакова
г. Сочи
к оглавлению


ВИТАМИННАЯ РУБРИКА

Витамины группы В

В настоящее время известно более 20 видов веществ, которые входят в, так называемый, комплекс В.
Витамин В1, или тиамин, относится к группе водорастворимых.
Тиамин необходим для нормального обмена веществ, особенно углеводов. Витамин В1 играет огромную роль в обмене белков и веществ, содержащих азот. Участвует в химических реакциях тканевого дыхания, иначе говоря, в процессах превращения клеткой вдыхаемого с воздухом кислорода в углекислый газ, который выдыхаем. Витамин В1 влияет на обмен веществ в хрусталике глаза.
Суточная потребность в витамине составляет 2-3 мг, которая значительно повышается при большой физической и умственной нагрузке, а также на холоде.
Что происходит при недостатке витамина В1?
Гиповитаминоз и авитаминоз В1 возникает при недостаточном поступлении его с пище, например, преимущественное питание полированным рисом в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, или нарушении его всасывания и усвоения при тяжелых поражениях желудочно-кишечного тракта.
При недостатке этого витамина нарушается прежде всего белковый и углеводный обмен, нарушается усвоение клетками кислорода. Эти изменения выражаются в повешении уровня вредных для организма веществ в крови и моче, которые образуются в норме при обмене веществ, но должны обезвреживать клеткой.
Заболевание, которое возникает при гиповитаминозе и авитаминозе, называется берибери, при котором прежде всего страдает нервная систем.
Первым проявление является общая слабость, быстрая утомляемость, головная боль, одышка и сердцебиение при физической нагрузке. В литературе есть сообщение, что иногда при недостатке В1 основным или даже единственным проявлением является неврит зрительного нерва. Могут наблюдаться исхудание и нарушение координации движений. Замедление роста у детей. При тяжелых формах могут возникнуть параличи и сердечная недостаточность.
Какие продукты обеспечивают достаточное поступление витамина В1 в организм?
Наиболее богаты тиамином цельные зерна злаковых растений, стручковые овощи (горох, бобы, фасоль), пивные дрожжи, орехи, мясо, печень, почки, сердце.
Зародыши (оболочки зародыша) пшеницы или риса, непросеянная мука, хлеб из муки грубого помола, гречневая, овсяная крупа, картофель. При тонком помоле наиболее богатые витамином В1 части зерен удаляют с отрубями, поэтому в высших сортах муки и хлеба содержание тиамина резко снижено.
Витамин хорошо сохраняется при нагревании в кислой среде, но разрушается в присутствии щелочной.
Содержание витамина В1 (в мг) в некоторых продуктах (на 100 г).
хлеб ржаной
крупа гречневая
крупа овсяная
горох
чечевица
капуста цветная
картофель
курица
баранина
говядина
печень говяжья
дрожжи пивные (сухие)
0,15
0,50
0,60
0,72
0,50
0,10
0,10
0,16
0,17
0,10
0,40
5

Помимо профилактического и лечебного действия при гиповитаминозе и авитаминозе, В1 нередко врачи назначают при невритах, радикулитах, невралгии, а также при кожных заболеваниях

Продолжение следует.
к оглавлению


ИЗ МОЕГО ОПЫТА

В этой рубрике мы планируем публиковать некоторые хитрости и находки, которые помогают жить людям с проблемами зрения и слуха. Вполне возможно, что тут появятся и размышления по наиболее волнующим проблемам. Начнем с проблем перевода вообще и по телефону в частности.

Если очки не прозрачные, это не очки, а заслонки.
Если слуховой аппарат пищит, рычит и свистит, это не слуховой аппарат, а заглушка.
Распространенное мнение, будто для хорошего перевода глухому устной речи достаточно хорошо владеть пальцевым алфавитом или жестовой языком, - это ошибка. Этого мало. Переводчику нужно еще умение быть "прозрачным" - не видимым и неслышимым.
Самый простой вид перевода - при разговоре по телефону, когда собеседник специально ждет, пока его слова переведут. Ни и тут неумелый посредник умудряется вносить в перевод посторонние "шумы", "помехи".
- Он говорит, что его зовут Женя.
Надо было перевести от первого лица - от лица говорящего: "Меня зовут Женя".
- Он спрашивает, как тебя зовут. Я уже сказал (сказала).
Если переводчик может ответить вместо меня, то зачем я тут вообще? Надо было дословно перевести мне вопрос: "Как тебя зовут?" И я сам представлюсь. Правда, чтобы лишний раз не передавать трубку из рук руки, я часто прошу помощника переводить и в обратную сторону - от меня к собеседнику. Ведь бывает плохо слышно, да и к речи моей новому собеседнику надо привыкнуть. Но когда можно, я предпочитаю говорить за себя сам.
У меня дома два телефонных аппарата, оба с усилителями, для слабослышащих. Я могу без слухового аппарата определить, свободно или занято, вняли трубку или нет. И люблю сам набирать номер. Когда снимут трубку, я говорю:
- Это Суворов. Позовите, пожалуйста, Андрея Алексеевича.
Чаще всего я звоню людям домой. И хотя я не забываю сказать "пожалуйста", мне однажды объяснили, что моя просьба кого-то позвать звучит резковато. Я удивился. Оказывается, дело в том, что я забывал поздороваться. Я здоровался только тогда, когда был уверен, что у телефону нужный мне человек.
Теперь я начинаю разговор так:
- Здравствуйте (добрый вечер, день, утро). Это Суворов. Позовите, пожалуйста…
А когда позовут, здороваюсь еще раз.
Обычно в телефонную трубку и при личной встрече я говорю сам, голосом. Мне только переводят - повторяют слова собеседника.
Телефонная трубка при этом переходит из рук в руки. Но бывает, что собеседник сам вносит "помехи":
- Скажите ему, что я прошу его испытать прибор для слепых, который я изобрел…
Тогда мне трудно удержаться от иронии:
- Он готов познакомится с вашим прибором и с удовольствием сделает это. Когда вам удобно к нему приехать?
Собеседник часто "покупается":
- Кто - он? С кем говорю?
- Тот, кому вы просили передать вашу просьбу. Ко мне можно обращать прямо - на "вы" или на "ты". И переводчику так проще.
Но как быть, если нет переводчика, а мне срочно надо позвонить, позвать на помощь?
- Здравствуйте, это Суворов. Я без переводчика. Отвечайте мне три раза "да-да-да" или два раза "нет-нет". Это клуб "Компьютер"?
- Да! Да! Да!
- Есть Ирана Владимировна?
Трах-тарарах - многословное бормотание.
- Вы меня поняли?
Бормотание.
- Вы не знаете, есть ли Ирина Владимировна? Знаете?
- Нет-нет.
- Вы сейчас пойдете и посмотрите?
- Да! Да! Да!
- Я жду. Спасибо.
Через некоторое время трубка оживает, бормочет.
- Это Ирина Владимировна?
- Да! Да! Да!
- Ирочка, когда ты сможешь приехать ко мне поговорить по плану лекционных занятий? На этой неделе?
- Да! Да! Да!
- Завтра?
-Нет-нет!
- Послезавтра?
- Нет-нет!
- В воскресенье?
- Да! Да! Да!
- Утром?
- Да! Да! Да!
- В одиннадцать часов?
- Да! Да! Да!
- Отлично, буду ждать. Позвонить накануне вечером?
- Нет-нет!
- Значит договорились окончательно. До воскресенья.
Попробуйте в это поиграть. Спрашивайте друг у друга что-нибудь так, чтобы можно было ответить или "да" - три раза, или "нет" - два раза. Увидите, так о многом можно договориться. Подобный способ выкручиваться без переводчика придумала Ольга Ивановна Скороходова. Мне об этом рассказала ее племянница. Только Скороходова просила стучать в микрофон трубки три раза или два раза. Стучать авторучкой или хотя бы ложкой. Но мне лучше слышен голос, чем стук. Поэтому я и прошу говорить мне "да-да-да" или "нет-нет". "Да" от "нет" я уверено отличить не могу, но звуки считаю легко. Как не прост этот способ, мои телефонные собеседники часто забывают, что я слушаю только чет, - три или два раза, - и получается путаница.
Так что же такое настоящий перевод? Это искусство (мастерство) невидимости (прозрачности). Хороший переводчик - это не попугай и не судья, выносящий приговоры. Хороший переводчик - артист. Он как бы перевоплощается, превращается в того, кого переводит, вроде актера театра. По недоразумению перевод считается иногда чисто технической работой, вроде мытья посуды. И порой в очень серьезные, ответственные моменты я вынужден довольствоваться самым неумелым, ученическим переводом.
А ведь готовность и умение переводить - это прежде всего проверка на доброту. Бывает и так, что переводят только "интересное" ДЛЯ СЕБЯ, а "скучное" пропускают или переводят очень неразборчиво. То есть навязывают свое мнение, даже сами этого подчас не осознавая. А вдруг МНЕ интересно именно то, что скучно переводчику?.. Ведь очень часто людям кажется чепухой не то, что скучно, а то, чего они не понимают.

А. Суворов
доктор психологических наук, Член ВОГ и ВОС
к оглавлению


КОРОТКО О РАЗНОМ

Встреча родителей слепоглухих детей
11 ноября 1997 года в Институте коррекционной педагогики прошла вторая встреча московских родителей слепоглухих детей. Организаторами встречи были сотрудники лаборатории содержания и методов обучения детей со сложной структурой нарушения. Во встрече приняли участие 22 человека.
Встречу организовала Т.А. Басилова - заведующая лабораторией, - и рассказала о прошедших в июле этого года международных конференциях по проблемам слепоглухоты; она также подробно остановилась на состоянии дел в области оказания поддержки семьям и людям, имеющим проблемы со зрением и слухом, и о деятельности лаборатории в этом направлении.
Перед родителями выступила Н.Б. Кремнева (см. ее рассказ о себе во втором номере нашего бюллетеня). Она рассказала о том, как пользуется в самостоятельной жизни остатками зрения и слуха, и как это помогает ей ориентироваться в окружающей жизни.
По итогам прошедшей встречи было решено издать специальный выпуск информационного бюллетеня.

Конференция в Испании
Девятый семинар Европейской исследовательской группы по изучению синдрома Ушера прошел в Мадриде 16 - 18 июля 1997 года.
В семинаре приняли участи 77 представителей из 21 страны мира (Германия, Аргентина, Бразилия, Колумбия, Коста-Рика, Хорватия, Куба, Дания, Эквадор, США, Испания, Финляндия, Греция, Нидерланды, Италия, Норвегия, Великобритания, Россия, Швейцария, Венесуэла). Это были генетики, психологи, педагоги, родители и собственно люди с синдромом Ушера, а также их переводчики и сопровождающие.
Секретарем семинара и основным его организатором была Мэри Гест (Великобритания).
Заседания проходили в двух небольших залах миниатюрного Дворца на территории Центра Антонио Москьюте в Мадриде. Основные пленарные доклады проходили по двум залам, в одном их которых был организован устный перевод для слышащих, а в другом более комфортно чувствовали себя люди с синдромом Ушера, которым предоставлялся жестовый перевод. Докладчик должен был делать свое сообщение дважды: сначала в одном помещении, а затем в другом.
Кроме деловой части конференции очень хорошо была организована культурная программа. Она включала автобусную экскурсию по Мадриду и общий ужин в ресторане.

Т.А. Басилова

Более подробный отчет Т.А. Басиловой об участии в этой конференции мы опубликуем в следующем номере нашего бюллетеня.

к оглавлению


СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. САМОУЧИТЕЛЬ

ЛОРМ

Азбука Лорма изобретена более ста лет назад в Германии. Ее автор - утративший слух слепой философ Генрих Ландесман, опубликовавший сообщение о своем изобретении по псевдонимом "Иероним ЛОРМ".
Лорм применяется для общения в Ганноверском центре реабилитации слепоглухих (Германия). Но с его помощью можно общаться и нам.
Однако, не только для слепоглухих может быть полезна азбука Лорма. Зрячие глухие тоже могут общаться при помощи тактильной азбуки со слышащими слепыми. Но особенно полезна эта азбука для пожилых людей, теряющих зрение и слух, т.к. пальцы уже не такие гибкие, чтобы пользоваться дактилологией, а ЛОРМ легко запомнить и применять.

к оглавлению



Бюллетень "Ушер-Форум" выходит два раза в год и распространяется всем заинтересованным лица бесплатно.
В то же время, мы будем рады любой материальной поддержке, которая будет направлена на развитие информационно-издательской деятельности по проблемам людей, страдающих нарушениями зрения и слуха.
103045, Россия, Москва,
Рождественский бульвар, дом 21, корпус 2
тел. (095) 928-36-88
e-mail: irv@chikd.org


вверх
в начало



кто мы такие? | слепоглухота - это... | программы и проекты
наш друг - волонтер | средства общения | библиотека
пишите нам | полезные ресурсы | новости | регионы