Данный текст был написан в качестве письменной работы, представленной на конкурс волонтеров, проводившимся в 2000 году Институтом проблем гражданского общества. Автор приводимого текста стала дипломантом конкурса.


Моя профессия - волонтер

     Здравствуйте!
     Меня зову Т.Ш. Мне 23 года, я учусь в медицинском институте. В этом году, после прохождения практики, закончу 5-ый курс. Медицинское образование начала получать 8 лет назад. Ровно столько же в этом году, летом, исполняется моей волонтерской деятельности. За это время я многому научилась, научилась быть волонтером. Теперь это - моя профессия. Это останется моей профессией, чем бы я не занималась потом, после окончания института. Но начну сначала.
     После окончания 9-го класса я поступила в медицинское училище: не терпелось попробовать себя на выбранном к тому времени поприще. После поступления поехала вместе с братом в летний лагерь, который организовывало Строительно-педагогическое объединение "Радуга". Дело в том, что брат старше меня и уже давно там работал в качестве волонтера. Но тогда я об этом ничего не знала: ни чем занимается это объединение, ни для кого этот лагерь устраивался, ни людей, которых встречу. Просто ехала в Крым на неделю-полторы отдохнуть перед учебным годом. Только в поезде я узнала, что в лагере находятся 5 слепоглухих детей из Загорского детского дома. Но я этому не придала никакого значения. Может потому, что сама была их сверстницей и тоже "ребенком". Даже когда мне предложили изучить дактилологию (это пальцевая азбука глухих), я отказалась, объяснив: "Зачем? Тут и так много людей, которые могут с ними общаться". Мне это было неинтересно, хотя медицину я выбрала именно потому, что мне хотелось "помогать людям", но тогда это была некая абстракция. Брат меня отругал: "А вдруг им понадобится твоя помощь?" Еще немного поупрямившись, я выучила дактилологию. Это было, как игра. 20 минут - и все готово. И потом несколько лет упорной тренировки, чтобы речь была плавной, разборчивой, красивой.
     После возвращения в Москву Ирина Владимировна Саломатина предложила мне поучаствовать в поездке, которая устраивалась для воспитанников Загорского детского дома в Одессу. Тут уже вполне ясно была сформулирована задача: нужно работать. Поедут 12 - 15 загорчан и столько же волонтеров, примерно моих ровесников. Работать предстоит один-на-один: перевод, сопровождение. Я начала старательно тренировать руку, точнее обе руки, чтобы речь стала более уверенной, появился темп.
     Таким образом, узнала о существовании слепоглухих людей, об организации, которая им помогает. И... не испытала никакого удивления.
     Тут, наверное, стоит сказать о том, какую роль сыграла руководитель - Ирина Владимировна. Ясность требований, определенность, уверенность, которую она вселяла в нас, позволили слаженно работать всей команде. Именно это я оценила в той поездке и решила, что под ее руководством хочу работать и впредь. Я всегда знала, и знаю сейчас, что от меня требуется в каждый момент времени.
     Пусть приход в СПО "Радуга" был не совсем случайным, но я осталась и решила продолжить там свою деятельность вполне сознательно. К тому же тогда меня мучили те же проблемы, с которыми сталкиваются все подростки: смысл жизни, как сделать ее прекрасней и, в то же время, незащищенность маленького взрослого человека в этом мире. Я нашла путь решения этих проблем: появился смысл, "помощь людям" стала конкретной, а не абстрактной формулой, я почувствовала себя защищенной. Мне было приятно работать, приобретать новые навыки, чувствовала, что я делаю действительно нужно людям. Теперь я знаю, что этот же путь проходят все молодые люди, которые к нам приходят, и если они покидают нас, значит, они решили эти проблемы. И нашу задачу перед этими ребятами можно считать выполненной.
     А осталась я потому, что уже чувствовала ответственность за тот объем работы, который выполняла. Помните, как в "Маленьком Принце": "Ты всегда в ответе за тех, кого приручил." Да, ответственность за тех, кто рассчитывает на твою помощь, которую иногда получить-то неоткуда, кроме как из твоих рук. И сейчас, когда иду на встречу, семинар или другое мероприятие, оставляю все проблемы за дверью своей комнаты. Здесь - не место для их решения. Именно поэтому я считаю, что волонтер - моя профессия.
     За несколько лет работы я научилась дактильному переводу, сопровождению слепоглухого человека по городу, в метро. Постепенно освоила работу на компьютере, научилась верстать, чтобы подготовить к изданию наши буклеты, информационные бюллетени, листовки. Еще в школе мне подарили маленький фотоаппарат, а теперь предоставилась возможность совершенствоваться, снимая на праздниках, семинарах, экскурсиях. В общем я берусь за любую работу. Сейчас нужно совершенствовать жестовый язык, чтобы мой перевод был более профессиональным.
     Это, собственно то, чем я занимаюсь и сейчас. К этому добавилась еще работа с новыми волонтерами, которые к нам приходят. Но она для меня только начинается. Как оградить их от досадных ошибок, которые могут напугать, и они больше к нам не придут? Как создать непринужденную, доброжелательную атмосферу, чтобы ребята себя почувствовали комфортно в новой и необычной обстановке? Я сама помню, как было страшно подойти, протянуть руку и холодными, дрожащими пальцами начать что-то говорить.
     Но дело не только в этом. даже когда исчезнет "языковой барьер", пройдет еще время, прежде чем они подойдут и с удивлением скажут: "Они такие же, как мы, только общаются по-другому". Дей2ствительно, об этом можно говорить, это понимают даже люди, которые не знали раньше о проблеме слепоглухих, хотя далеко не всегда, но человеку нужно открыть эту формулу для себя самому. Пообщаться - и открыть.
     Я уже сделала оговорку, что не все люди понимают хорошо то, что я рассказываю о людях с нарушениями зрения и слуха. Взрослому человеку, с опытом, иногда сложно это понять именно в силу того, что он смотрит на мир через призму этого самого опыта. Подростки воспринимают эти проблемы легче, они смелее, легче делают первые шаги. Если помните, я вообще не обратила внимания на ребят с нарушениями зрения и слуха, когда приехала в лагерь в Крыму.
     Одно из недоразумений кроется в том, что думают, будто "слепоглухие" - это люди слепые и глухие одновременно, не проводя между ними никакой разницы. Вот, например, представьте себе двух людей: слепого, теряющего слух, и глухого, теряющего зрение. Даже если не наступит в первом случае глухоты, а будет небольшое слышание, а во втором - не будет слепоты, а будет небольшое слабовидение, эти потери будут весьма ощутимы. Ведь тогда компенсация утраченного уже ранее чувства, слепоты и глухоты соответственно, невозможна. Но это только два возможных сочетания. К тому же значительная разница между теми, кто родился с уже нарушенным зрением или/и слухом, и теми, у кого они снизились в течение жизни. Между теми, кто потерял зрение или/и слух в раннем возрасте и теми, у кого произошло падение в зрелости. И все это будет диктовать различные проблемы у этих людей, способы общения, подходы к реабилитации.
     Иногда приходится сталкиваться с мнением, что здоровье - это вещь вообще относительная, что трудно провести грань между здоровым человеком и больным. Тем самым эти люди снимают с себя ответственность за человека, который, может быть, нуждается в их помощи. А вы спросите у любого, самого богатого, благополучно выглядящего слепого, глухого, хромого: "Чего вы больше всего хотите в жизни?" Догадались, какой ответ получите? Но оставим в покое крайности. Как часто нам самим не хватает простого человеческого внимания, участия? Мы, конечно, справились с напастью, но как хотелось, чтобы в тот момент кто-то протянул руку помощи. И это то, что я усвоили для будущей работы врачом и просто для жизни: помощь - штука конкретная, и оказывается конкретному человеку, который в ней нуждается.
     Как видите, проблемы слепоглухих - это те же проблемы, которые мы решаем с вами в повседневной жизни. Стоит только оглянуться, и вы увидите тех, кто нуждается в вашей руке помощи. Я научилась и продолжаю учиться эту помощь оказывать. Учусь оказывать профессионально, грамотно, и я рада, что в будущем смогу работать врачом, уже имея подобный опыт.
     Сейчас у нас есть организация помощи слепоглухим "Ушер-Форум". Она призвана защищать права человека с нарушенным зрением и слухом и их семей, создавать и развивать службы для этих людей. Это общественная организация. Здесь работают и должны работать люди, которым небезразличны их проблемы и просто добрые люди. Без них она не имеет смысла. Мы должны знать, повернуться лицом к людям-инвалидам. Хотелось бы, чтобы помощь им была делом каждого человека. Просто, как это делают многие наши волонтеры, два раза в месяц, по субботам, с 11 до 15. Не надо думать, что когда мы станем богатыми, мы создадим хорошую службу, где будут работать профессионалы. Нет, это нужно не профессионалам, это нужно каждому из нас, потому что люди-инвалиды - неотъемлемая часть любого общества.


кто мы такие? | слепоглухота - это... | программы и проекты
наш друг - волонтер | средства общения | библиотека
пишите нам | полезные ресурсы | новости | регионы