Исследования

 до 1917

  1. Богданов-Березовский В.М. Положение глухонемых в России. СПб.,1903
  2. Бруннер М. Что думать о Елене Келлер?//Слепец. - 1910. - № 6. - с. 103 - 109.
  3. Владимирский А.В. Содержание душевных переживаний при отсутствии зрительных и слуховых восприятий. - СПб.: Типография М.А.Александрова, 1910.
  4. Грачева Е.К. Он слеп, он глух, он нем. - 1909.
  5. Из жизни слепой и глухонемой: Пересказ по автобиогр. запискам А.Толиверовой. - СПб.: Изд. А.Ф.Девриева, [1912]. - 133 с.
  6. Из нового сочинения Елены Келлер: "Оптимизм"/Пер. с англ. Н.П.Марковой//Слепец. - 1910. - № 7. - с. 117 - 120.
  7. История жизни Элен Келлер с дополнениями из писем ее воспитательницы мисс Селливан. - М., 1905.
  8. История одной жизни: Из биографии Елены Келлер/Обработано для детей М.В.Тиличевой. - М., 1913.
  9. Как слепые видят и глухие слушают//Слепец. - 1908. - № 2. - с. 41 - 49. - Перепеч. из газеты "Новое время".
  10. Келлер Е. Записки слепой и глухонемой/В.Т. - Тифлис: Тип. Канц. Главнон. гр. ч. на Кавказе, 1894. - 29 с. - Перепеч. из газеты "Кавказ". - 1894. - №№ 177, 178.
  11. Келлер Е. История моей жизни//Слепец. - 1895. № 1. - с. 8 - 12. - Пер. ст. Е.Келлер из журн. "The Youth's Companion".
  12. Келлер Е. История моей жизни - автобиография Елены Келлер//Слепец. - 1905. - № 2. - с. 32 - 35; № 3. - с. 46 - 48.
  13. Келлер Е. Мысли Елены Келлер об университетских занятиях и экзаменах//Слепец. - 1906 - № 1. - с. 27 - 29. - Пер. ст. из журн. "Tagliche Rundschau".
  14. Келлер Е. Оптимизм/Пер. с англ. Н.П.Марковой; Под ред. и с предисл. М.В.Богданова-Березовского. - СПб.: Об-во попечения о слепоглухонемых в России, 1910.
  15. Кон Л. Слепоглухонемые//Слепец. - 1914. - № 11. - с. 182 - 184. - Пер. ст. из журн. "Breslauer Zeitung".
  16. Лесгафт П.Ф. Лора Бриджмэн. - "Известия С.-Петербургской биологической лаборатории", IV, 1-3, 1910.
  17. Лукашевич К. Чудный огонек жизни: Повесть о том, как слепая, глухая и немая окончила университет: (Из жизни американки Елены Келлер). - 2-е изд. - [М.]: Т-во И.Д.Сытина, 1915.
  18. Новая книга Елены Келлер//Слепец. - 1909. - № 12. - с. 254 - 255. - Рец. на кн. Келлер Е. Мир, среди которого я живу. - Пер. рец. из журн. "Germania".
  19. Мнение Елены Келлер о призрении слепых: [Пересказ и пер. статьи Е.Келлер из журн. "The Worlds Work"]//Слепец. - 1908. - № 9. с. 176.
  20. Письмо Елены Келлер, напоминающее зрячим их обязанности по отношению к слепым//Cлепец. - 1907. - № 5. - с. 81 - 82. - Пер. из журн. "Blindenfreund" (1906, № 10).
  21. Рагозина З.А. История одной души: (Елена Келлер). - СПб.: Изд. А.Ф.Маркса, [1905]. - То же. - 2-е изд. - СПб.: Изд. Т-ва А.Ф.Маркс, [1911]. - То же - 2-е изд. - Пг.: Изд. Т-ва А.Ф.Маркса, б.г.
  22. Разные известия//Слепец. - 1897. - № 9. - с. 111 - 112. - Из содерж.: Глухая и слепая студентка. - с. 111 - 112.
  23. Разные известия//Слепец. - 1906. - № 9. - с. 178. - Из содерж.: Михаил Анагнос: [Приведены сведения о публикации в 1888 г. Анагносом статьи "Елена Келлер - вторая Лаура Бриджмен"]. - с. 178.
  24. Разные известия//Слепец. - 1910. - № 2. - с. 36 - 37. - Из содерж.: Слепоглухонемые дети: [Приведены сведения об успешном обучении Е.Келлер] - с. 36.
  25. Слепые в области искусства и науки//Слепец. - 1906. - 2. - с. 34 - 36.
  26. Отчет Общества Попечения о слепоглухонемых в России за 1909 и 1910 г. - СПб.: Тип. Импер. училища глухонемых, 1911
  27. Отчет Общества Попечения о слепоглухонемых в России за 1911 год. - СПб.: Тип. Смирнова, 1912
  28. Риманн Г. Психологические наблюдения над глухонемыми слепцами//Слепец, 1908, №№4-6

 1918-1930

  1. Ларс В. О работе группы слепоглухонемых.//Жизнь глухонемых.1935.№17.
  2. Соколянский И.А. Учреждение для слепоглухонемых//Всесвита, 1927, № 1.

 1931-1950

  1. Попов С.И. О работе со слепоглухонемыми: [О выступлении И.А.Соколянского на науч. сес. АПН РСФСР, 1- 4 июля 1946 г.]//Нач. шк. - 1946. № 9. - с. 43 - 45.
  2. Розенфельд Ф.С. Материалы к психологии слепоглухонемых/Труды Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена. - Л., 1941.
  3. Розенфельд Ф.С. К развитию представлений слепоглухонемых в обучении/Труды Ленинградского института слуха и речи, VII. - Л., 1947.
  4. Рубинштейн С.Л. Несколько замечаний к психологии слепоглухонемых слепоглухонемых/Труды Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена, XXXV. - Л., 1941. Скороходова О.И. Письма М.Горькому//Жизнь глухонемых. 1940. № 7.
  5. Скороходова О.И. Доклад на читательской конференции глухонемых Харькова 12 декабря 1940 г.: (Сокр. стеног.)//Жизнь глухонемых. 1941. - № 1.
  6. Скороходова О.И. Как я воспринимаю окружающий мир/Предисловие И.А.Соколянского. - М., 1947.
  7. Скороходова О.И. Текст выступления на научной сессии АПН РСФСР 1 - 4 июля 1946 г.//Начальная школа. 1946. №9.
  8. Соколянский И.А. Брайлевский экран: (Об использовании азбуки Брайля при обучении глухих и глухонемых)//Жизнь глухонемых. - 1941. - № 5. с. 19 - 20.
  9. Соколянский И.А. Несколько замечаний об авторе этой книги. Предисловие к книге О.И.Скороходовой "Как я воспринимаю, окружающий мир". - М. - Л., 1947
  10. Соколянский И.А. Оля Скороходова//Социал. обеспечение. - 1940. - № 12. - с. 3 - 6.
  11. Соколянский И.А. О новом способе чтения слепыми//Учебно-воспитательная работа в специальных школах. - М., 1946
  12. Соколянский И.А. Формирование личности при отсутствии зрительных и слуховых восприятия//Общее собрание Академии наук СССР, посвященное тридцатилетию Великой Октябрьской социалистической революции. - М.; Л., 1948. - с. 367 - 376.
  13. Соколянский И.А. Обучение украинских глухонемых родному языку //Хрестоматия по истории воспитания и обучения глухонемых детей в России.М.,1949.-С.173-176.
  14. Шкловский М.С. Тактильно-вибрационная чувствительность у детей с расстройством слуха, речи и зрения/Труды Ленинградского института слуха и речи. Т. III. - Л., 1940.
  15. Якимова Ю.А. Опыт работы со слепоглухонемыми детьми/Труды Ленинградского института слуха и речи, т. III. - Л., 1939.
  16. Якимова Ю.А. Методика первоначального образования слепоглухонемых/Труды Ленинградского института слуха и речи, Т. VII. - Л., 1947.
  17. Ярмоленко А.В. Психология слепоглухонемых до обучения//Советская невропсихиатрия, 1941, VI.
  18. Ярмоленко А.В. Вопросы психологии речи слепоглухонемых детей/Труды Ленинградского педагогического ин-та им. А.И. Герцена, т. 53. - Л., 1946.
  19. Ярмоленко А.В. Психическое развитие слепоглухонемых до обучения/Труды Ленинградского института слуха и речи, т. VII. - Л., 1947.
  20. Ярмоленко А.В. К истории обучения и воспитания слепоглухонемых. В сб.: "Слепоглухонемота"/Под ред. М.Л.Шкловского. - Л., 1947
  21. Ярмоленко А.В. Развитие сознания при крайнем ограничении сенсорики/Ученые записки ЛГУ, т. 119. - Л., 1949.

 1951-1970

  1. Апраушев А.В. Опыт программированного обучения слепоглухонемых детей//Специальная школа, 1968. - Вып. 3 (129).
  2. Апраушев А.В. Из опыта обучения слепоглухонемых печатанию на плоскопечатных машинках//Специальная школа, 1969. - Вып. 1 (133) (а).
  3. Апраушев А.В. О конструктивных особенностях технических средств для программированного машинного обучения слепоглухонемых детей. В сб.: Технические средства обучения специального назначения". - Владимир: Изд. Владимирского пед. ин-та им. П.И.Лебедева-Полянского, 1969. (б).
  4. Беспалов Г.Н., Германов М.М. Диктографы для слепоглухонемых. В сб.: Технические средства обучения специального назначения". - Владимир: Изд. Владимирского пед. ин-та им. П.И.Лебедева-Полянского, 1969.
  5. Васина Г.В. Предметные уроки в обучении слепоглухонемых детей//Специальная школа, 1968, вып. 3 (129)
  6. Германов М.М. Некоторые вопросы построения технических средств обучения, применимых в тифлосурдопедагогике и тифлопедагогике. В сб.: Технические средства обучения специального назначения". - Владимир: Изд. Владимирского пед. ин-та им. П.И.Лебедева-Полянского, 1969.
  7. Германов М.М. Технические средства общения со слепоглухонемыми. В сб.: Технические средства обучения специального назначения". - Владимир: Изд. Владимирского пед. ин-та им. П.И.Лебедева-Полянского, 1969.
  8. Германов М.М. Технические средства для программированного обучения слепоглухонемых и слепых. В сб.: Технические средства обучения специального назначения". - Владимир: Изд. Владимирского пед. ин-та им. П.И.Лебедева-Полянского, 1969.
  9. Германов М.М., Апраушев А.В. Применение некоторых технических средств для передачи сообщений слепоглухонемых/Ученые записки Владимирского пед. ин-та им. П.И.Лебедева-Полянского. Серия "Физика". - Владимир, 1969.
  10. Германов М.М., Апраушев А.В., Лебедев В.В. Средства общения со слепоглухонемыми. В сб.: Технические средства обучения специального назначения". - Владимир: Изд. Владимирского пед. ин-та им. П.И.Лебедева-Полянского, 1969.
  11. Горький А.М. Письма И.А.Соколянскому. - Собр. соч.: В 30 т. - Т. 30. Письма, телеграммы, надписи, 1927 - 1936. - М., 1955. с. 271 - 272; с. 316 - 319.
  12. Горький А.М. Письма О.И.Скороходовой. - Собр. соч.: В 30 т. Т.30. - М., 1955.
  13. Иван Афанасьевич Соколянский (1889 - 1960): [Некролог]//Вопр. психологии. - 1961. - № 1. - с. 181 - 182.
  14. Иванова Н.В. Из опыта обучения профессиональным навыкам слепоглухонемой Юли В. В сб.: "Обучение и воспитание слепоглухонемых"/Под ред. И.А.Соколянского и А.И.Мещерякова. - "Известия АПН РСФСР". Вып. 121. М., 1962.
  15. Ильенков Э.В. Психика человека под лупой времени//Природа, 1970, 1
  16. Мареева Р.А. Формирование представлений основных геометрических фигур у слепоглухонемых. В сб.: Обучение и воспитание слепоглухонемых/Под ред. И.А.Соколянского и А.И. Мещерякова//Известия АПН РСФСР, 1962. вып. 121
  17. Мареева Р.А. Представления слепоглухонемых об основных геометрических формах. В сб.: Специальная школа, 1968, вып. 3 (129)
  18. Материалы к программе по физическому воспитанию слепоглухонемых детей. Сост. Васина Г.В. - М., 1963
  19. Материалы к программе по арифметике для слепоглухонемых детей. Сост. Мареева Р.А. - М., 1963
  20. Материалы к программе по трудовому обучению слепоглухонемых детей. Сост. Васина Г.В. - М., 1963
  21. Материалы к программе по предметным урокам для слепоглухонемых учащихся. Сост. В.А.Вахтель. - М., 1963
  22. Материалы к программе по речевому развитию слепоглухонемых. Сост. Р.А.Мареева. - М., 1962
  23. Мещеряков А.И. Участие второй сигнальной системы в анализе и синтезе цепных раздражителей у нормальных и умственно отсталых детей. В сб.: Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка/Под ред. Лурия А.Р. - т. 1. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956
  24. Мещеряков А.И. Механизмы нарушения процессов отвлечения и обобщения у умственно отсталых детей. В сб.: Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка/Под ред. Лурия А.Р. - т. 2 - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958
  25. Мещеряков А.И. Некоторые проблемы образа в связи с особенностями формирования психики сдепоглухонемого ребенка//Вопр. психологии, 1960, 4
  26. Мещеряков А.И. Некоторые особенности обучения и воспитания слепоглухонемых детей. - Доклады АПН РСФСР, 1961, 1
  27. Мещеряков А.И. Слепоглухонемота/Большая медицинская энциклопедия, т. 30, 1963, с. 647 - 651
  28. Мещеряков А.И. Формирование мышления слепоглухонемого ребенка в процессе его обучения. В сб.: Обучение и развитие. - М.: Просвещение, 1966
  29. Мещеряков А.И. Особенности умственного развития слепоглухонемого ребенка в процессе его первоначального обучения (на русск. и англ. яз.)//XVIII Международный психологический конгресс. Симпозиум 33. - М., 1966
  30. Мещеряков А.И. Слепоглухонемота/Педагогическая Энциклопедия. т. 3. - М., 1966, с. 863-864
  31. Мещеряков А.И., Белик Я.Я. Сигнальность восприятия брайлевского шрифта//Тезисы докладов III съезда Общества психологов. - М.: изд-во АПН РСФСР, Вып. 4, 1963
  32. Мещеряков А.И., Мареева Р.А. Первоначальное обучение слепоглухонемого ребенка (для учителей и воспитателей слепоглухонемых детей). - М.: Просвещение, 1964.
  33. Мещеряков А.И. К вопросу об отборе детей в школу для слепоглухонемых//Специальная школа, 1968, №3 (129), (а)
  34. Мещеряков А.И. Как формируется человеческая психика при отсутствии зрения, слуха и речи//Вопр. философии, 1968, 9, (б)
  35. Мещеряков А.И. Из истории обучения слепоглухонемых детей//Специальная школа, 1969, 1, (а)
  36. Мещеряков А.И. О технических средствах для слепоглухонемых//Дефектология, 1969, 1, (б)
  37. Мещеряков А.И. О вероятностном характере сигнального восприятия у слепоглухонемых//Дефектология, 1969, 2, (в)
  38. Мещеряков А.И. Критика идеи "пробуждения психики". (По материалам первых опытов обучения слепоглухонемых)//Вопр. философии, 1969, № 9.
  39. Мещеряков А.И. Памяти Ивана Афанасьевича Соколянского//Обучение и воспитание слепоглухонемых. Известия АПН РСФСР, Вып. 121, 1962
  40. Мещеряков А.И. Психическое развитие в условиях сенсорных дефектов//Специальная школа, в. 6 (126), 1967, с. 131 - 139
  41. Мещеряков А.И. Обсуждение проблем развития психики при дефектах органах чувства у человека//Вопр. психологии, 1968, 5, с. 157 - 168
  42. Мещеряков А.И. Иван Афанасьевич Соколянский//Специальная школа, вып. 5 (131), 1968, с. 136 - 140
  43. Мещеряков А.И. Формирование психики у слепоголухонемых. Доклад на заседании Президиума Академии наук СССР 27 июня 1969 г., (д)
  44. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого я. - М.: Политиздат, 1964.
  45. Пальтов Д.Е. Буквенно-цифровой индикатор для переговорных устройств со слепоглухими. В сб.: Технические средства обучения специального назначения". - Владимир: Изд. Владимирского пед. ин-та им. П.И.Лебедева-Полянского, 1969.
  46. Пашенцева Л.В. Обучение жестовой речи слепоглухонемого ребенка//Специальная школа, 1969, вып. 17, с. 133
  47. Пашенцева Л.В. Развитие мышления слепоглухонемых детей в процессе овладения средствами общения//Тезисы докладов V Всесоюзной конференции НТО психологов. - М, 1970.
  48. Саулова С.И. Опыт программированного обучения слепоглухонемых детей на уроках геометрии//Дефектология, 1969, №3.
  49. Саулова С.И., Апраушев А.В. Некоторые средства фиксации информации для слепоглухонемых учащихся. В сб.: Технические средства обучения специального назначения". - Владимир: Изд. Владимирского пед. ин-та им. П.И.Лебедева-Полянского, 1969.
  50. Скороходова О.И. Об изменениях в моих восприятиях и представлениях под влиянием жизненного опыта. В сб.: "Обучение и воспитание слепоглухонемых"/Под ред. И.А.Соколянского и А.И.Мещерякова/Известия АПН РСФСР. - Вып. 121. - М., 1962.
  51. Скороходова О.И. Приспособление слепоглухонемых к жизни//Специальная школы, 1963, № 1.
  52. Скороходова О.И. Об особенностях ранних представлений у слепоглухонемых//Тезисы докладов на II съезде Общества психологов СССР. - М.: Изд-во АПН РСФСР. Вып. 4. 1964.
  53. Скороходова О.И. О некоторых эстетических восприятиях слепоглухих//Психическое развитие в условиях сенсорных дефектов. 3-й симпозиум XVIII Международного психологического конгресса. - М., 1966.
  54. Скороходова О.И. О некоторых эстетических восприятиях слепоглухих//Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. - М., 1966.
  55. Скороходова О.И. К вопросу об эстетических восприятия и представлениях у слепоглухих//Дефектология, 1970. № 6.
  56. Скороходова О.И. О восприятиях и представлениях слепоглухими природы и произведений искусств//Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии. - М., 1970.
  57. Соколянский Иван Афанасьевич (1889 - 1960//Педагогический словарь. - М., 1960. - Т. 2. - с. 377.
  58. Соколянский Иван Афанасьевич (1889 - 1960)//Краткий дефектологический словарь. - М., 1964. - с. 302.
  59. Соколянский И.А. Начальный период воспитания слепоглухонемых детей и роли этого периода в дальнейшем умственном и нравственном развитии этих детей//Вопросы психологии обучения и воспитания. - Киев, 1961. - с. 241 - 242.
  60. Соколянский И.А. Некоторые особенности обучения слепоглухонемых словесной речи в начальный период обучения грамоте: (Словосочетание как метод обучения слепоглухонемых грамматическому строю речи)//Тезисы докладов научной сессии по вопросам дефектологии (3 - 6 янв. 1956). - М., 1955. - с. 49 - 50.
  61. Соколянский И.А. Некоторые особенности слепоглухонемых детей до поступления их в школу-клинику//Обучение и воспитание слепоглухонемых. - М., 1962. - с. 112 - 142. - (Изв. АПН РСФСР; Вып. 121).
  62. Соколянский И.А. Несколько замечаний о слепоглухонемых и об авторе этой книги//Скороходова О.И. Как я воспринимаю и представляю окружающий мир. - М., 1954. - с. 3 - 13.
  63. Соколянский И.А. Несколько замечаний о слепоглухонемых и об авторе этой книги//Скороходова О.И. Как я воспринимаю и представляю окружающий мир. - М., 1956. - с. 3 - 13.
  64. Соколянский И.А. Букварь: для индивидуального обучения взрослых глухонемых.-М.: Учпедгиз.1956.-132 с.
  65. Соколянский И.А. О восприятии устной речи слепоглухонемыми при помощи кожного анализатора//Остаточный слух у тугоухих и глухонемых детей. - М.: АПН РСФСР, 1957, с. 130 - 137
  66. Соколянский И.А. Усвоение слепоглухонемым ребенком грамматического строя словесной речи//Докл. АПН РСФСР, 1, 1959, с. 121 - 124
  67. Соколянский И.А. О пальцевой речи (дактилология)//Обучение и воспитание глухих. - В сб. материалов. - М., 1959, с. 93 - 98
  68. Соколянский И.А. Начальный период воспитания слепоглухонемых детей и роли этого периода в дальнейшем умственном и нравственном развитии этих детей//Вопросы психологии обучения и воспитания. - Киев, 1961. - с. 241 - 242.
  69. Соколянский И.А. Обучение слепоглухонемых детей. В. сб.: Обучение и воспитание слепоглухонемых/Под ред. И.А.Соколянского и А.И.Мещерякова. - Известия АПН РСФСР. - М., 1962, вып 121, (а)
  70. Соколянский И.А. Подготовка глухонемого подростка к производственному труду в условиях домашнего воспитания. - В сб.: Обучение и воспитание слепоглухонемых/Под ред. И.А.Соколянского и А.И.Мещерякова. - Известия АПН РСФСР, М., 1962, вып. 121, (в)
  71. Соколянский И.А. Некоторые особенности слепоглухонемых детей до поступления их в школу-интернат. - В сб.: Обучение о воспитание слепоглухонемых. - М., 1962
  72. Ярмоленко А.В. Развитие личности при лишении зрения и слуха//Ученые записки ЛГУ "Психология и педагогика". - Л., 1956, с. 137 - 154
  73. Ярмоленко А.В. Развитие познавательной деятельности слепоглухонемых. Докт. дис. Л., 1954.
  74. Ярмоленко А.В. Очерки психологии слепоглухонемых. - ЛГУ, 1961

 1971-1980

  1. Акшонина А.Я. Некоторые особенности формирования у слепоглухих устной речи//Дефектология, 1972, 2.
  2. Апраушев А.В. Опыт обучения и воспитания слепоглухонемых детей. - М.: ВОС, 1973
  3. Апраушев А.В. Опыт трудовой и социальной реабилитации слепоглухонемых. - М.: ВОС, 1976
  4. Гургенидзе Г.С., Ильенко Э.В. Выдающееся достижение советской науки//Вопр. философии, 1975, 6, с. 63 - 73
  5. Кенигсмарк Б.И., Горлин В.Д. Генетические и метаболические нарушения слуха. М.: Медицина, 1980 (пер. с англ.)
  6. Скороходова О.И.Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. - М.: Педагогика, 1972.
  7. Скороходова О.И. О формировании эстетических представлений и понятий у слепоглухих//Дефектология, 1978. № 5.
  8. Сироткин С.А., Шакенова Э.К. особенности жестового языка слепоглухих. - В сб.: Повышение эффективности речевого режима в условиях слухо-речевой реабилитации. - Л., 1980.

 1981-1990

  1. Акшонина А.Я., Беспалов Г.Н., Гончарова Е.Л. Дидактическое пособие для наглядного моделирования в начальных классах школы для слепоглухих//Дефектология, 1989, 5
  2. Акшонина А.Я., Пашенцева Л.В., Чулков В.Н. Использование остаточного слуха слепоглухих школьников в работе над словесной речью. - В сб.: Дифференцированный подход при обучении и воспитании слепоглухих детей. - М.: изд. АПН СССР, 1990.
  3. Апраушев А.В. Тифлосурдопедагогика: Воспитание, обучение, трудовая и социальная реабилитация слепоглухонемых. Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение. - 1983. - 208 с., ил.
  4. Басилова Т.А. Предпосылки ролевой игры у слепоглухонемого ребенка//Дефектология, 1983, 4
  5. Басилова Т.А. Условия формирования первоначальных жестов у слепоглухих детей//Дефектология, 1987, 1
  6. Басилова Т.А. Современное состояние организации обучения слепоглухих за рубежом//Дефектология, 1988, 3
  7. Басилова Т.А. Иван Афанасьевич Соколянский//Дефектология, 1989, 2
  8. Басилова Т.А. Изучение состава учреждений для слепоглухих детей. - В сб.: Дифференцированный подход при обучении и воспитании слепоглухих детей. - М.: изд. АПН СССР, 1990, с. 6 - 17
  9. Басилова Т.А., Чулков В.Н. И.А.Соколянский (биографический очерк). - в библиографическом указателе "Иван Афанасьевич Соколянский". - М.: изд. АПН СССР, 1989
  10. Беспалов Г.Н. Приборы для формирования у слепоглухонемых детей навыков письма по Брайлю//Дефектология, 1989, 2, с. 85 - 87
  11. Беспалов Г.Н. Визуальный тренажер с автоматизированным включением программы для пространственной ориентировки слепоглухонемых детей//Дефектология, 1990, 6, с. 74 - 76
  12. Берман Р.Е., Воган В.К. Руководство по педиатрии. - М.: Медицина, 1987. (пер. с англ.)
  13. Бертынь Г.П. Елена Келлер//Дефектология, 1984, 4
  14. Бертынь Г.П. Этиологическая классификация слепоглухоты//Дефектология, 1985, 5, с. 14 - 21
  15. Бертынь Г.П. Этиологическая дифференциация слепоглухоты//Генетическое изучение аномалий развития у детей. - М., 1988, с. 76 - 95
  16. Бертынь Г.П. Сложная структура дефекта у детей, матери которых перенесли краснуху//Дефектология, 1989, 3, с. 19 - 23
  17. Бертынь Г.П., Лукашева И.Д., Певзнер М.С. Происхождение сложных дефектов у детей. - В кн.: Причины возникновения и пути профилактики аномалий развития у детей. - М.: изд. АПН СССР, 1985
  18. Бертынь Г.П., Певзнер М.С., Мареева Р.А. Синдром Маршалла и Ушера - наследственные формы слепоглухоты (клинико-психолого-педагогическое изучение)//Дефектология, 1988, 2, с. 35 - 43
  19. Блюмина М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов//Дефектология, 1989, 3, с. 3 - 10
  20. Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии. - Собр. соч. в 6-ти томах, том. 5. - М.: Педагогика, 1984.
  21. Гончарова Е.Л. Изобразительная деятельность слепоглухого ребенка, овладевающего словесной речью//Дефектология, 1986, 6
  22. Гончарова Е.Л. К характеристике особенностей развития словесной речи слепоглухонемых детей в обучении их чтению//Коррекционно-воспитательная работа с детьми при глубоких нарушениях зрения и слуха. - М., 1986.
  23. Гончарова Е.Л. Некоторые вопросы высшего образования взрослых слепоглухих. В сб.: Дифференцированный подход при обучении и воспитании слепоглухих детей. - М.: изд. АПН СССР, 1990
  24. Гончарова Е.Л., Акшонина А.Я., Заречнова Е.А. Формирование мотивационной основы чтения у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха. В сб.: Дифференцированный подход при обучении и воспитании слепоглухих. - М.: изд. АПН СССР, 1990
  25. Заречнова Е.А. Метод параллельных текстов в обучении слепоглухих учащихся старших классов//Современные исследования по проблемам учебной и трудовой деятельности аномальных детей/Тезисы докладов X научной сессии по дефектологии. - М, 1990, ч. 1, с. 28
  26. Катаева А.А., Басилова Т.А., Гончарова Е.Л. О некоторых аспектах изучения психического развития слепоглухих детей, потерявших слух и зрение на разных этапах онтогенеза. В сб.: Дифференцированный подход при обучении и воспитании слепоглухих детей. - М.: изд. АПН СССР, 1990, с. 41 - 56
  27. Крылатова Н.Н. Комплекс полноценности. - В кн.: Развитие слепоглухонемых детей в семье и детском доме/Под общ. ред. Р.Р.Кондратова. - М.: ВОС, 1986, с. 46 - 62.
  28. Крылатова Н.Н. Опыт опережающего обучения дактильному общению со слепоглухой матерью сенсорно здорового ребенка раннего возраста. В сб.: Культура, Образование, Развитие индивида. М.: АПН СССР, 1990.
  29. Лернер Ю.М. В мире человеческих предметов - В кн.: Развитие слепоглухонемых детей в семье и детском доме/Под общ. ред Р.Р.Кондратова. - М.: ВОС, 1986, с. 63 - 74.
  30. Лубовский В.И. Дифференцированный подход к проблеме слепоглухоты//Психол. журнал, 1989, №3.
  31. Сироткин С.А., Шакенова Э.К. Как общаться со слепоглухими. - М.: ВОС, 1986.
  32. Сироткин С.А., Шакенова Э.К. Слепоглухие. Социально-психологическая характеристика контингента. - М.: ВОС, 1987.
  33. Сироткин С.А., Шакенова Э.К. О концепции "искусственного формирования" человеческой психики в тифлосурдопедагогике//Дефектология, 1988, 1.
  34. Сироткин С.А., Шакенова Э.К. Слепоглухота: Классификация и проблемы. - Учебное пособие. - М.: ВОС, 1989.
  35. Соколянский И.А. Несколько замечаний о слепоглухонемых//Антология педагогической мысли Украинской ССР. - М., 1988. - с. 407 - 416.
  36. Соколянский И.А. Обучение слепоглухонемых детей//Дефектология. - 1989. - № 2. - с. 75 - 84.
  37. Суворов А.В. Проблемы форсирования воображения у слепоглухонемых//Вопросы психологии, 1983, 3, с. 62 - 71.
  38. Суворов А.В. Слепоглухонемой ребенок - на пути саморазвития. - В кн.: Развитие слепоглухонемых детей в семье и детском доме/Под общ. ред Р.Р.Кондратова. - М.: ВОС, 1986, с. 34 - 48.
  39. Суворов А.В. Мужество сознания (Э.В.Ильенков в тифлосурдопедагогике)//Вопр. философии, 1988, 4, с. 68 - 77.
  40. Суворов А.В. Проблемы формирования и саморазвития личности в условиях слепоглухоты//Психол. журн., 1988, 5, с. 97 - 106.
  41. Суворов А.В. Слепоглухие дети в условиях обычного пионерского лагеря. - В сб.: Взаимосвязь формирования личности и коллектива. (Материалы конференции). - Рига, 1989, с. 169 - 179.

 1991-2000

  1. Александрова Н.А., Копыл О.А. Опыт клинико-психологического сопровождения семей, имеющих детей с множественными нарушениями//Материалы конференции "Современная психологическая диагностика отклонений в развитии". - М.: ИКП РАО, 1999
  2. Апраушев А.В. Педагогические этюды. - Пермь: "Лаборатория 164". - 1996. - 80 с., ил.
  3. Апухтина А.Д., Васина Г.В., Чулков В.Н. Программа по социально-бытовой ориентации для слепоглухих детей//Дефектология, 1994, 6
  4. Басилова Т.А. Развитие игры у слепоглухих детей//Дефектология, 1994, 2
  5. Басилова Т.А. Американская программа обучения основам научных знаний для детей со сложными сенсорными нарушениями//Дефектология, 1994, 5
  6. Басилова Т.А. Американская программа обучения навыкам повседневной жизни детей со сложным сенсорным дефектом//Дефектология, 1994, 4
  7. Басилова Т.А., Беспалов Г.Н. Пособие "Елочка" для обследования и обучения детей со множественными дефектами//Дефектология, 1994, 3
  8. Басилова Т.А. Использование игры и изобразительной деятельности в развитии социально-бытовой ориентации слепоглухих детей//Дефектология, 1995, 6
  9. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложными сенсорными и множественными нарушениями//Дефектология, 1996, 3
  10. Басилова Т.А. Дети с врожденными сенсорными и множественными нарушениями развития: новые этиологии. В кн. Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. - М.:1998;
  11. Басилова Т.А. Международные встречи по проблемам слепоглухоты и синдрому Ушера//Дефектология, 1998, 6, с. 74 - 77
  12. Басилова Т.А. Как начиналось обучение слепоглухих детей в России//Дефектология, 1999, 2, с. 61 - 63
  13. Басилова Т.А. Полвека международной организации помощи слепоглухим//Дефектология, 1999, 6
  14. Басилова Т.А. И.А.Соколянский - сурдопедагог. В сб. Материалы Второго Московского симпозиума по истории глухих: М.:Загрей,1999, стр.38-45
  15. Басилова Т.А.,Беспалов Г.Н. Пособие "Елочка" для обследования и обучения детей со множественными дефектами //Дефектология,1994,№3
  16. Басилова Т.А.,Московкина А.Г. Что такое синдром Ушера? //В едином строю,1991,№1
  17. Басилова Т.А.,Скабло Г.В. Основные этиопатогенетические факторы нарушений психического и соматического здоровья детей-сирот. В кн. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития. - М.,Полиграф-сервис,1998
  18. Басилова Т.А., Саломатина И.В. Слепоглухой человек и мир вокруг (семинар, посвященный 100-летию со дня рождения А.В.Ярмоленко)//Дефектология, 2000, 5, с. 82-85.
  19. Браун Д. Тенденции изменения популяции детей со сложной структурой нарушения//Дефектология, 2000, 1, с. 82 - 84
  20. Браун Н. Психологический факторы принятия себя родителями слепоглухих детей//Дефектология, 1997, 6
  21. Ван Дайк Ян Обучение и воспитание слепоглухих как особой категории аномальных детей//Дефектология, 1997, 2
  22. Ван Дайк Ян, Кэтрин Нельсон. Развитие методов обучения слепоглухих детей после эпидемии краснухи 1960-х годов: влияние методов, разработанных в Нидерландах//Дефектология, 1999, 2, с. 64 - 68
  23. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
  24. Гончарова Е.Л. Формирование базовых компонентов читательской деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха//Дефектология, 1995, 4
  25. Гончарова Е.Л. Подготовка детей с нарушениями зрения и слуха к восприятию художественной литературы: традиции и инновации//Дефектология, 2000, 2, с. 62 - 67
  26. Григорьева Л.П. Роль перцептивного обучения в преодолении последствий зрительной депривации у детей при глубоких нарушениях зрения и слуха//Дефектология, 1997, 1, с. 22 - 27
  27. Долинский Б.Т. Особенности физического воспитания школьников со сложными сенсорными нарушениями. Автореф. дисс. на соиск. учен степ. канд. пед. наук. - М., 1993
  28. Жигорева М.В. Изучение симптоматики речевых нарушений у слепоглухих детей. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - М., 1993
  29. Заречнова Е.А. Формирование повествовательной речи у слепоглухих учащихся старших классов//Дефектология, 1995, 2
  30. Ильенков Э.В. Человеческая личность: что это такое//Ленинец, 1987, 1, с. 90
  31. Ильеноков Э.В. Что же такое личность?- В кн.: С чего же начинается личность. - М., 1979. с. 183 - 216
  32. Карпова Н.Л., Александрова Ю.В. III симпозиум "Психологические аспекты смысла жизни". Апрель 1997, Москва//Психол. журнал, 1998, Т. 19, 1, с. 173 - 178.
  33. Кондратов Р.Р. Теоретические вопросы психического развития индивида в исследованиях И.А.Соколянского и А.И.Мещерякова//Вопр. Психологии, 1982, 2, с. 41 - 50
  34. Копыл О.А. Психолог в семье, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями развития//Материалы конференции "Современная психологическая диагностика отклонений в развитии". - М.: Икп РАО, 1999
  35. Копыл О.А. Первые шаги навстречу миру у слепоглухого ребенка (Из опыта психологического сопровождения семей, воспитывающих детей со множественными нарушениями)//Материалы научно-практической конференции "Проблемы младенчества: нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений". - М.:ИКП РАО, 1999
  36. Копыл О.А. Ребенок с врожденной слепотой и глубоким отставанием в развитии: опыт психологического сопровождения в семье//Материалы международной конференции в Москве "XXI век: мир открыт для каждого"
  37. Крылатова Н.Н. Комплекс полноценности. В кн.: Развитие слепоглухонемых детей в семье и детском доме. - М.: ВОС, 1986, с. 49 - 62
  38. Лернер Ю.М. В мире человеческих предметов. В кн.: Развитие слепоглухонемых детей в семье и детском доме. - М.: ВОС, 1986, с. 63 - 74
  39. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. - М.: Педагогика, 1974
  40. Мещеряков А.И. Обучение слепоглухонемых детей//Советская педагогика, 1972, 1, с. 66 - 73
  41. Мещеряков А.И. Опыт обучения детей, страдающих множественными дефектами//Дефектология, 1973, 3, с. 65 - 70
  42. Московкина А.Г. Полиморфизм сенсорных и психических нарушений при синдроме Ушера//Дефектология, 1984, 4, с. 89 - 91
  43. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995
  44. Обухова Л.Ф., Басилова Т.А., Фумбарова Е.Л. Общее и специфическое в психическом развитии слепоглухонемого ребенка. - В кн.: Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1976
  45. Пашенцева Л.В. Первоначальное обучение слепоглухонемых детей словесной речи//Дефектология, 1983, 2
  46. Певзнер М.С., Бертынь Г.П., Мареева Р.А. Этиологическая и клиническая дифференциация слепоглухоты. - В кн.: Наследственные формы олигофрении и других аномалий развития у детей. - М.: изд. АПН СССР, 1983
  47. Певзнер М.С., Бертынь Г.П., Мареева Р.А.Особенности этиопатогенеза и структуры дефекта при слепоглухоте у детей. - В сб.: Коррекционно-воспитательная работа с детьми при глубоких нарушениях зрения и слуха. - М.: изд. АПН СССР, 1986, с. 17 - 32
  48. Подопригорова М.В. Слепоглухие дети с локальными расстройствами//Дефектология, 1993, 3
  49. Саломатина И.В. Обогащение социального опыта слепоглухих подростков и юношей в экскурсионных поездках//Дефектология, 1995, 4
  50. Саломатина И.В. Социально-сексуальное воспитание слепоглухих школьников: обзор зарубежной литературы//Дефектология, 1996, 1
  51. Саломатина И.В.Синдром Ушера - чья это проблема? Обзор зарубежной литературы//Дефектология, 1996, 3
  52. Саломатина И.В. Заочное обучение слепоглухих школьников, страдающих синдромом Ушера (из опыта работы)//Дефектология, 1996, 6
  53. Саломатина И.В. Современное состояние организации помощи детям и взрослым с глубокими нарушениями зрения и слуха//Дефектология, 1998, 5
  54. Саломатина И.В. Проблемы родителей детей с синдромом Ушера: некоторые подходы к их решению//Дефектология, 2000, 1, с.75 - 81
  55. Сермеев Б.В., Чулков В.Н., Долинский Б.Т. Физическое воспитание слепоглухих школьников (Методические рекомендации). - Одесса, 1988
  56. Сироткин С.А. Переход от жеста к слову//Вестн. Моск. Ун-та. Сер. Психология. 1997, № 2. С. 53 -60.
  57. Сироткин С.А., Шакенова Э.К. О концепции "искусственного формирования" человеческой психики в тофлосурдопедагогике//Дефектология, 1988, с. 18 - 22
  58. Сироткин С.А., Шакенова Э.К. Слепоглухота: Классификация и проблемы. Учебное пособие. - М., ВОС, 1989
  59. Скороходова О.И. Как я понимаю и представляю окружающий мир. - М., 1991
  60. Скороходова О.И. Об изменениях в моих восприятиях и представлениях под влиянием жизненного опыта. - В сб.: Обучение и воспитание слепоглухонемых/Под ред. И.А.Соколянского и А.И.Мещерякова. - Известия АПН РСФСР. - М., 1962, вып. 121 (а)
  61. Слепоглухонемота: Исторические и методологические аспекты. Мифы и реальность. - М.: Философское общество СССР, Секция философских проблем психорегуляции, самосовершенствования и резервных возможностей человека, 1989
  62. Суворов А.В. Достоинство: Лирико-психологическое самоисследование. - М.: Изд-во РОУ. - 1997. - 100 с.
  63. Суворов А.В. Разведчик на трудной планете: Страницы дневника. Выпуски 1-4. - Екатеринбург: Объединение "Дворец молодежи", - 1998
  64. Суворов А.В. Слепоглухой в мире зрячеслышащих. - М.: ИПТК "Логос", - 1996. - 119 с.
  65. Суворов А.В. Школа взаимной человечности. - М.: Изд-во РОУ, 1995. - 100 с.
  66. Суворов А.В. Экспериментальная философия. - М.: Изд-во УРАО. - 1998. - 244 с.
  67. Суворов А.В. Слепоглухонемой ребенок - на пути саморазвития. - В кн. Развитие слепоглухонемых детей в семье и детском доме. - М., ВОС, 1986, с. 34 - 48
  68. Суворов А.В. Проблемы формирования и саморазвития личности в условиях слеопглухоты//Психологический журнал, 1988, т. 9, 5, с. 97 - 106
  69. Суворов А.В. Мужество сознания (Э.В.Ильенков о тифлосурдопедагогике)//Вопр. философии, 1988, 2, с. 68 - 77
  70. Суворов А.В. Школа взаимной человечности. - М., 1995
  71. Суворов А.В. Слепоглухой в мире зрячеслышащих. - М., 1996
  72. Суворов А.В. Достоинство: Лирико-психологическое самоисследование. - М.: Изд-во УРАО, 1997
  73. Суворов А.В. Смысл жизни и воля к жизни. - В сб.: "Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни (материалы I - II симпозиумов)"/Под ред. В.Э.Чудновского, А.А.Бодалева, Н.Л.Карповой. - М.: Психологический институт РАО, 1997
  74. Суворов А.В. Обжитое социальное пространство и смысл жизни. - В сб.: "Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни (материалы I - II симпозиумов)"/Под ред.В.Э.Чудновского, А.А.Бодалева, Н.Л.Карповой. - М.: Психологический институт РАО, 1997
  75. Суворов А.В. Экспериментальная философия. - М.: Изд-во УРАО, 1998
  76. Тумалевич Е.О., Уланова Л.И., Прохорова О.И. Органiзация вихiдних навикiв у слiпоглухонiмих дiтуй за системою обумовленоi поведiнки та ланцюговой методикою. I.П.Соколяньского.
  77. Фишман М.Н. Электроэнцефалографическое исследование слепоглухих детей//Дефектология, 1987, 2, с. 22 - 25
  78. Хиллинг Г. Прометей Макаренко и "главбоги" педолимпа: Соколянский, Залужный, Попов. - Марбург: Makarenko-Referat, 1997
  79. Чулков В.Н. Вопросы изучения психического развития слепоглухонемых детей и характеристика вариантов развития при слепоглухоте. В сб.: Коррекционно-воспитательная работа с детьми при глубоких нарушениях зрения и слуха. - М.: изд. АПН СССР, 1986, с. 4 - 17
  80. Чулков В.Н. Учебная деятельность слабовидящих глухих учащихся. В сб.: Дифференцированный подход при обучении и воспитании слепоглухих детей. - М.: изд. АПН СССР, 1990, с. 70 - 88
  81. Чулков В.Н. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития: Глава в кн.: Специальная педагогика/Под. ред. Н.М.Назаровой. - М.: Academia, - 2000. (стр. 332 - 345).
  82. Шапошникова Н.Д. Жизнь и подвиг Елены Келлер (к 120-летию со дня рождения)//Дефектология, 2000, 5, с. 61 - 65.
  83. Ярошевский М.Г. История психологии. - М, 1985, с. 504

 2001-2010

  1. Александр Иванович Мещеряков (Автор - Басилова Т.А.) // Дефектология. - 2003. - № 6. - С. 81 - 82
  2. Александрова Н.А. Результаты клинического обследования детей раннего возраста со сложной структурой дефекта. / В сб. науч. статей. Ранняя помощь детям: проблемы, факты, комментарии. - М.: Права человека, 2003. - С. 118 - 127.
  3. Александрова Н.А., Копыл О.А. Опыт лечебно-педагогической работы с детьми, имеющими сложные нарушения развития // Материалы 1-ой Международной конференции "Проблемы образования на рубеже веков "Педагогика Рудольфа Штайнера". - М.: МПГУ.-2001.-с. 73 - 74.
  4. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложными сенсорными или множественными нарушениями. - М.: ИПТК "Логос". - 2001. - 28 с.
  5. Басилова Т.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста со сложными и множественными нарушениями. - Глава в учебном пособии для студентов дефектологических факультетов "Специальная дошкольная педагогика" /Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: АСАDЕМА. - 2001. - с.256-299.
  6. Басилова Т.А. Жизнь и творчество О.И. Скороходовой // Библиографический указатель "Сурдотифлопедагог О.И. Скороходова" / Сост. Шапошникова Н.Д.- М.: ИПТК "Логос". - 2002. - с. 5 - 14
  7. Басилова Т.А. Проблемы психического здоровья лиц, потерявших слух и зрение в подростковом возрасте // Дефектология. - 2002.- № 4.- с. 23 - 28
  8. Басилова Т.А. Психология детей со сложными нарушениями. Глава в учебном пособии для средн. учебн. завед. "Основы специальной психологии" / Под ред. Кузнецовой Л.В. - М.: Академия. - 2002.
  9. Басилова Т.А. Слепоглухой ребенок, воспитывающийся в детском доме: как сделать его жизнь осмысленной? // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III - V симпозиумов/Психологический институт РАО/.-М.: "Ось-89".-2001. - с.271-277.
  10. Басилова Т.А. Слепоглухие дети / Глава в пособии "Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений" / Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 464 с. - С. 391 - 406.
  11. Басилова Т.А. Клинико-психолого-педагогическое изучение детей со сложными нарушениями / Глава в пособии "Психолого-педагогическая диагностика" / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Академия. - 2003. - С. 220 - 229.
  12. В помощь родителям детей, имеющих нарушения зрения и слуха: Сб. ст. / Под общ. Ред. И.В. Саломатиной. - М.: РГБС. - 2002. - 68 с.
  13. Замалетдинова Ю.З. Подходы к диагностике самосознания у лиц с особенностями в развитии // Материалы II-ой городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения "Научно-практическая деятельность молодых ученых и студентов в рамках программы модернизации московского образования", Апрель, 2003. - М.: МГППУ. - 2003 - С. 68 - 69
  14. Зарубежная литература по тифлологии: Проблемы слепоглухих людей: Реф. Сб. Вып. 21 / Рос. Гос. б-ка для слепых, Благот. орг. попечения о слепоглухих и людях с синдромом Ушера "Ушер-Форум"; сост.-переводчик И.В. Саломатина. - М., 2003. - 51 с.
  15. Комарова А.А., Саломатина И.В. Программа курса подготовки добровольных сопровождающих-переводчиков для слепоглухих людей. - М., 2003.
  16. Копыл О.А. Первые шаги навстречу миру у слепоглухого младенца (из опыта психологического сопровождения семей, воспитывающих детей со сложными множественными нарушениями) / В сб. науч. статей. ранняя помощь детям: проблемы, факты, комментарии. - М.: Права человека, 2003. - С. 198 - 201
  17. Марков А.А. Смысл жизни и проблемы творческой реабилитации // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III - V симпозиумов. - М.: "Ось-89". - 2001. - с.278-280.
  18. Руденко И.В. Развитие общения у детей раннего возраста с врожденными сенсорными нарушениями // Материалы II-ой городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения "Научно-практическая деятельность молодых ученых и студентов в рамках программы модернизации московского образования", Апрель, 2003. - М.: МГППУ. - 2003 - С.184-187.
  19. Саломатина И.В. Синдром Ушера и наши дети: Родителям детей с нарушениями слуха, педагогам и социальным работникам. - М.: Изд-во "Академия исследования культуры". - 2001
  20. Саломатина И.В. Социальная помощь слепоглухим людям в обществе глухих // Материалы московского симпозиума по социальной реабилитации лиц с нарушениями слуха / Сборник докладов. - М.: МГО ВОГ, "Загрей". - 2001.- с. 42 - 45
  21. Саломатина И.В. Переводчику-сопровождающему: Учебные материалы курса по подготовке добровольных переводчиков-сопровождающих для слепоглухих людей. - М., 2003.
  22. Суворов А.В. Смысл жизни и макропериодизация жизни // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III-V симпозиумов / Психологический институт РАО/.-М.: "Ось-89". - 2001. - с.68-75.
  23. Суворов А.В. Совместная педагогика. Курс лекций. - М.: Изд-во УРАО. - 2001. - 224 с



кто мы такие? | слепоглухота - это... | программы и проекты
наш друг - волонтер | средства общения | библиотека
пишите нам | полезные ресурсы | новости | регионы